Главная страница Главный редактор Редакция Редколлегия Попечительский совет Контакты События Свежий номер Книжная серия Спонсоры Авторы Архив Отклики Гостевая книга Торговая точка Лауреаты журнала Подписка и распространение |
Свежий НомерКатя КАПОВИЧ
В РУКЕ — РУКА
* * * Июля двери нараспашку,
Ползут жуки и муравьи, Летит пчела в своей тельняшке И с контрабасами шмели. По полю гуси ходят цугом, И мы идем в руке — рука. За тем новоанглийским лугом Дорога по лесу легка. Мы из двадцатого столетья, Когда под мерный хруст шагов Ходили, прямо как за смертью, С мешками толпы грибников. Вот так вот занятые делом, Шутя, болтая ни о чем, За подосиновым, за белым Обратным светом и пойдем. * * *
Как легко мы срываемся в злобу
в одинаково хлипкой судьбе, с дураком подобру-поздорову в одинаково подлой гурьбе. Как же мы одинаково разны на банальной черте дележа, но среди этой яви бессвязной вдруг возьмет и проснется душа. Ночь пылает акацией белой, млечный путь фонарями горит, оглашается даль филомелой перед первой грозою навзрыд. Будто в белом почтовом конверте запечатана сладкая ложь, будто в ламповом теплом столетье с хрустом режет по белому нож. Будто в кителях синего войска почтальоны приносят твои на тетрадной бумаге в полоску обещания вечной любви. ПЕРЕСМЕШНИК
Пересмешник прилетел к утру
и весь день свободный он высвитывает ти-ту-ту в листьях гаммой нотной. Несерьезный, он поет вверху, что согрелся воздух. Только это пенье на слуху, и мелькает хвостик. Так бы и свистать на свете мне из веселой силы, все на языке, что на уме. Господи, помилуй… Солнце вышло, облака летят, и хохочут, кланяются ветки, и листочки, как ладошки, в лад складывают — эх, в аплодисменты. * * *
Музыка ведет на небо нас,
там ни на минуту не смолкает жизни упоительный рассказ под названьем просторечным память. Ты же ведь у нас на всех одна, как стакан один для лимонада, детства санитарная палата, чистая байкальская волна. Мать с отцом вздохнут тихонько лишь, спросят у рассеянной дурехи: «Где ты шлялась целый век, малыш, что в миру дела твои так плохи?» Распакую старый чемодан, покажу им флейту и гребенку, пулями пробитый барабан — надо же похвастаться ребенку. * * *
Возвращение лета похоже на вновь
возвращенную память о провинциальном пыльном городе из голубиных дворов с переулком одним золотым, театральным. Я люблю городские колодцы-дома, виноградом опутанные так подробно, где окошко в окошко глядит дотемна, — и сама-то люблю я заглядывать в окна. Я жила в этом городе, мяла траву в приозерном лесу в качестве малолетки, наблюдала вверху с желтизной синеву в первой зрелости сквозь тополиные ветки. Возвращается память всем светом в окне, словно подняли занавес в долю мгновенья, и жильцы так застыли на уличной сцене, как лишь тени умеют на голой стене. * * *
Сознание с утра находит щель,
протиснуться в нее спешит сознанье, а до того не вороши постель, должно оно решить одно заданье — слепить себя по памяти сырой: рожденье, школа, первых пять затяжек, стук пишущей машинки за стеной, — все кажется, с рождением промажешь, проснется тогда кто-нибудь другой. И встанет этот кто-то, и возьмет из бледно-желтой пачки сигарету, и зажигалкой красной полыхнет, и будет он вралем, то есть поэтом, и будет он, как ты, сидеть в дыму, ждать похвалы от ближнего без толка, и дай там, Боже, дальнего ему, что за стихи его полюбит только. * * *
Отец мне вечером читал,
как зайку бросила хозяйка. Как он, наверно, горевал и на скамейке спал вповалку. Прошел осенний дождь над ним, зимою снег его присыпал, он прожил жизнь, он стал седым. Отец, ты сделал верный выбор. Все дети по ночам ревут, и я так плакала ночами. Намокший, с грязными усами, я знаю: за тобой придут. * * *
Игорю Фёдорову
Чу, краюха неба на краю дворов!
В целом мире разночинствует любовь, У нее размах плеча — аршин большой Да и сами мы с аршинною душой. Где еще вот так свободен человек? Где еще так небосводен человек? Где еще он так с великими вась-вась И на кухне матерком ругает власть? Открывайте кругозор до синих гор, луг зеленый расчешите на пробор, дайте друга на дорогу на краю, — он промолвит свое нежное «лю-лю». * * *
Уйти бы, посмотревши треть!
И я б ушла под дождь и ветер, все наперед известно ведь в давно истрепанном сюжете. За купленный билет навек потеют, врут, руками машут. Смотрю, уставший человек: другой спектакль ведь не покажут. * * *
А. Синявину
Ну, не спорь, не растрачивай пыл,
мы с тобою почти старожилами. Если мир этот был и не сплыл, не напрасно, наверное, были мы. Перед вечной разлукой вдали как ни встать перед этим навытяжку, до чего это сладко внутри — красных вишен холодные пригоршни. Обелиски синеющих гор с догорающей ниткой закатною. Ну, не спорь с этим миром, не спорь, напоследок скажи слово внятное. Может быть, среди белого дня тот последний огонь мироздания бледный даже, как отблеск огня, целой жизни твоей оправдание? Катя Капович — автор девяти поэтических книг на русском языке и двух на английском. Первая английская книга «Gogol in Rome» получила премию Библиотеки Американского Конгресса в 2001 году, вторая книга «Cossacks and Bandits» вошла в шорт-лист Британской национальной премии Jerwood Aldeburgh Prize (UK, 2006). Участница одиннадцати международных литературных фестивалей, Капович в 2007 году за мастерство в литературе стала поэтом-стипендиатом Эмхерстского университета. В 2012 году в издательстве «Аст» вышел сборник рассказов «Вдвоем веселее», получивший «Русскую премию» 2013 года в номинации «Малая проза». В 2015 г. стала лауреатом «Русской премии» в категории «Поэзия». Стихи и рассказы по-английски выходили во многих журналах, антологиях и учебниках для вузов. Капович является редактором англоязычной антологии «Fulcrum», живет в Кембридже (США) с мужем поэтом Филиппом Николаевым и дочерью Софией. Публикации в журналах: «Знамя», «Новый мир», «Звезда», «Арион», «Воздух», «Волга», «Гвидеон», «ШО», «Дружба народов», «Лиterraтура», «Новая кожа». Интервью и стихи звучали в программе «Поверх барьеров» (ведущий — И. Померанцев) на радио «Свобода» (2014).
|