Главная страница Главный редактор Редакция Редколлегия Попечительский совет Контакты События Свежий номер Книжная серия Спонсоры Авторы Архив Отклики Гостевая книга Торговая точка Лауреаты журнала Подписка и распространение |
Свежий НомерЛИТОБОЗВедущий — Владимир Коркунов
Читатель — в XX веке
О цикле «Гомицидо» («Зинзивер», № 11 / 2013) Марии Малиновской Кирилл Ковальджи сказал: «Это прорыв». Не для русскоязычной поэзии, разумеется, — для автора. Это текст, в границах которого заканчивается игра в поэзию. Смысл бытия художника, связь между сакральным и профанным; разумеется, по строению это не русский текст, он ближе европейской культуре.
Искусство не обязано сопрягаться с жизнью, это разные субстанции; искусство сопряженное с жизнью, — потерянное время, рефлексия отсутствия жизненных ориентиров, кухонный разговор, если хотите. Отчетливо понимаю, что текст автора 1994 года рождения не может заключать в себе мудрость прожитых лет, тем более обрамленную словами, а вот душевный опыт — вневременной, и ребенок чище осознает мир, чем взрослый, т. к. не зашорен моралью, штампами и поведенческими клише. Однако — к тексту. Homicida с латыни — убийца; гомицидомания — навязчивое влечение к убийству, болезнь маньяка. Убийство происходит в первых строках: Заниматься силлабо-тоникой,
как однообразно ритмичным сексом в пределах пяти поз и дольника, уже не приносит удовлетворения. Наконец-то! Силлабо-тоника, как и любая другая привязанность (хорошо, давайте о душевной болезни), ограничивает возможности не самой личности поэта, — языка (этим мне дорог фестиваль «АВАНТ» — синкретизмом жанров и установок: хайку, комбинаторика, переводы, рифменная и безрифменная поэзия и др.). Хотя ирония и саморазоблачение здесь немалые: шесть поз для секса, которому мораль предписывает одну — миссионерскую (в нашем случае — ямб) — для российского обывателя — круто. Максимум две (ямб, хорей), ну — три, и это уже будет считаться извращением.
Поэт — извращенец? Провокация очевидца. Но она привлечет читателя — прочесть несколько следующих мыслей: Смерть художника, по традиции,
завершающий акт его творчества. А в условиях Царствия Божьего, к которому движемся эволюционно, и единственный: творчество и отказ от собственной воли несовместимы. До того времени, когда поэты будут сразу рождаться мертвыми или имбецилами, мой труп — последнее, что могу сделать. Разумеется, эти мысли — на поверхности, но их еще нужно спроецировать в текст, навести на ассоциацию, что труп — это акт творения, поскольку: «Раньше человеческая трагедия делала поэта./ Трагедия поэта определяет сегодняшнего человека».
Поэзия опростилась — ей чужда провокация. Рефлексия поддерживает на плаву самих поэтов — это стихотерапия; словесные игры, потаенные смыслы — для любителей ребусов и продвинутых заведующих поэтическими отделами. Продираясь сквозь осоку текстов, понимаешь, что значение поэзии стремится к нулю, а читатель — остался в XX веке. Апофеоз сублимации: Мальчик поджигает уже не первую свалку.
Девочка тайком наблюдает и записывает стихотворение. Спустя лет пятнадцать они сидят в кафе за одним столиком и смеются. Они выросли? Память — для жизни
Цикл, посвященный Валерию Золотухину — в подборке Нины Красновой «Бармалей, принцесса и артист» («Зинзивер», № 11 / 2013).
Жизнь артиста уже решилась. И земная, и — в духовном отсвете от его театральных и кино-работ. Мистики добавляет «Вий», актер умер год назад, а фильм — в списке премьер. Есть от чего вздрогнуть и купить билет на сеанс. Во многом, это подборка личная, не без присущей Красновой эротичной интимности, но она не вызывает отторжения — человек жив только в окружении человеческого. Поют гимны — мертв, славословят, льют елей — мертв; фиксируют человеком — жив. Не хватает женщин Валентуле,
Зэку из любимовской «Шарашки». Валентуле энту ли, вон ту ли? — Он бы с ней сыграл на нарах в шашки. Он с собой бы место ей бы дал бы, Лег бы рядом с ней да на нее бы… Карнавальность театрального мира, роли, лики (личины?), объединенные вместе, становятся плачем. Вот он — есть, а теперь — нет. Тем более что плачем итожится цикл:
Словно заюшка,
жизнью загнанный, ты туда-сюда бегал пó свету и попал в тупик, из которого никакого нет хода-выхода. <…> Бедный заюшка, жизнью загнанный, ты туда-сюда бегал пó свету… Ты чего искал? Ты искал любви. Пожалеть тебя было некому. В нашем интервью («Литературная гостиная», № 1 / 2014) Нина Краснова обмолвилась: «Золотухин не собирался умирать в 2013 году, но в августе 2012 года он ездил в Быстрый Исток и испросил у епископа разрешения на то, чтобы его, Золотухина, похоронили на территории церкви, в ограде церкви, и сам выбрал себе место для могилы, пришел с другом Виталием Кирьяновым, жителем Быстрого Истока, на территорию церкви, показал ему место с правой стороны и сказал: “Вот здесь я хочу лежать”. Там он теперь и лежит… Вернее там лежит его телесная оболочка, а дух его вознесся в Царствие небесное и витает над землей».
Человек жив не тогда, когда о нем вспоминают, а тогда, когда его помнят человеком. |