Главная страница
Главный редактор
Редакция
Редколлегия
Попечительский совет
Контакты
События
Свежий номер
Книжная серия
Спонсоры
Авторы
Архив
Отклики
Гостевая книга
Торговая точка
Лауреаты журнала
Подписка и распространение




Яндекс.Метрика
 
подписаться

Свежий Номер

№ 6 (104), 2013


Версэ


Натан СОЛОДУХО

ВОКРУГ НЕБЫТИЯ: ФИЛОСОФСКО-ПОЭТИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
 
Этика оптимизма философии небытия — 25 тезисов

1. Исходный тезис философии небытия:
Небытие абсолютно, бытие относительно. Небытие вечно и бесконечно, а бытие временно и ограничено.

2. Небытие как онтологическая неопределенность неизбежно и спонтанно порождает онтологическую определенность, то есть бытие; небытие реализует себя в бытии.

3. Бытие имеет онтологическое право быть, поскольку порождено небытием и сосуществует с ним.

4. Бытие как реальность существования есть онтологическая противоположность небытия — реальности отсутствия.

5. Небытие порождает бытие, устанавливает ему пределы, поглощает его и вновь порождает, выполняя как конструктивную, так и деструктивную функцию по отношению к бытию.

6. Бытие в целом и всякое сущее в отдельности ограничено в пространстве и во времени небытием.

7. Бытие согласовано с небытием тем, что небытие определяет рамки существования сущего, дифференцирует и структурирует бытие в целом.

8. Как бы не было ограничено бытие (и любое сущее), оно есть закономерное (хотя и статистическое — ситуационное) имманентное проявление мира, что еще раз подтверждает онтологическое право бытия (и любого сущего) быть.

9. Жизнь есть модус бытия, а человек — высший, наиболее совершенный носитель этого модуса.

10. Ограниченность любой жизни, включая жизнь человека, не умоляет ее онтологического права быть.

11. Всякое сущее как реально существующее может соотноситься с другим сущим; соотнесенность различных сущих между собой создает внутреннее разнообразие бытия, его неоднородность и информационную емкость.

12. Неоднородность в сочетании с однородностью, их соразмерность и информационность служат онтологической основой привлекательности бытия для того, кто умеет оценивать.

13. Только человек как сущее, как носитель жизни, обладающий сознанием и душевными качествами, умеет по-настоящему оценить и ценить гармонию разнообразия бытия.

14. Человек бытиен по своей принадлежности к бытию, его сознание, логика и язык имеют бытийную направленность.

15. Умение оценить и ценить гармонию разнообразия бытия приносит человеку телесное и духовное наслаждение.

16. Способность к наслаждению бытием делает человека счастливым и побуждает его любить жизнь.

17. Целью жизни становится сама жизнь.

18. В силу однократности бытия жизнь каждого человека уникальна и неповторима.

19. Человек как бытийное существо хочет быть и не хочет не быть.

20. Осознание бездны небытия под ногами человека выявляет особую ценность каждого мгновения его жизни.

21. Любовь к жизни и понимание своей конечности заставляет человека страшиться смерти как проявления небытия и усиливает волю к жизни.

22. В силу субъективности, бытийной замкнутости внутренней жизни человека его жизнь для него самого становится бесконечной.

23. Желание человека оставаться в рамках бытия и противиться небытию, таким образом, есть результат онтологического права бытия быть.

24. Из сказанного вытекают следствия:
1) онтологическая необходимость заставляет человека бороться за свою жизнь и бытие в целом (как условие его жизни) и ставить запрет на самоубийство;
2) онтологическая уникальность каждого человека и его право быть создает запрет на убийство других людей.

Прибавление.
25. Человек не страшится смерти и устремляется в небытие при трех основных условиях:
1) если он поражен недугом, не позволяющим ему получать наслаждение от жизни (иначе говоря, страдания затмевают радости жизни, но это исключение из правила);
2) если он полагает, что после смерти его ожидает другая жизнь, лучшая, чем та, которую он имеет (т. е. жизнь без страданий, в ином теле, сверхъестественная, божественная, райская и т. п.); фактически в этом случае речь идет не о небытии, а об инобытии;
3) если ценность жизни другого человека им ставится выше собственной и его выбором становится самопожертвование.



Натан Солодухо — поэт, философ, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева (КАИ). Специалист в области метафизики, онтологии, гносеологии, философии и методологии науки.