Главная страница
Главный редактор
Редакция
Редколлегия
Попечительский совет
Контакты
События
Свежий номер
Книжная серия
Спонсоры
Авторы
Архив
Отклики
Гостевая книга
Торговая точка
Лауреаты журнала
Подписка и распространение




Яндекс.Метрика
 
подписаться

Свежий Номер

№ 8 (154), 2017


Дневник


Евгений СТЕПАНОВ



АВГУСТ 2017
 
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

Сегодня, 25.08.2017, я похоронил мою маму — Степанову Азу Георгиевну (в православии — Анну). Она скончалась 23.08.2017 после тяжелой болезни на 78-м году жизни. Она была очень хорошим человеком — дочерью, женой, мамой, бабушкой, прабабушкой. Многие годы проработала переводчиком с немецкого языка в закрытом КБ.
Прошу Ваших посильных молитв за упокой новопреставленной рабы Божией Анны.
Светлая память!
…Благодарю всех, кто выразил мне сочувствие в эти трудные дни моей жизни. Спасибо всем, кто помолился за мою маму. Для нас это очень важно. Низко вам всем кланяюсь.



ПУШКИН

Пушкин всегда актуален.
Вот он пишет в 1828 году:
«Беда стране, где раб и льстец
Одни приближены к престолу,
А небом избранный певец
Молчит, потупя очи долу».

Ну разве что-то изменилось?
А впрочем, изменилось.

Не исключаю, что сейчас Александр Сергеевич написал бы вместо слова «раб» слово «вор».



ПОЭТ
 
I

— У Вас столько литературных премий, столько публикаций!
— Все это чушь. У поэта совсем другие награды — психушка, застенок, эмиграция, отсутствие публикаций…



II

Последнее дело для поэта — стремиться понравиться читателю.



ЭНЕРГИЯ

Недавно разговаривал с одним моим автором, который написал книгу о диете.
Он считает, что масса духовной энергии равна массе тела.
Бред? Может быть, и бред. Но после того, как я в свое время за год похудел на 30 кг., я стал раздражительнее, энергии поубавилось.
Только сейчас она потихоньку стала возвращаться. После того, как я 10 кг. прибавил.



МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ

Во время фуршета в Мадриде ко мне подошла одна очаровательная женщина. Хвалила.
Говорит:
— Знаете, что я больше всего ценю в мужчинах? Руки и ум. А Вы, что Вы больше всего цените в женщинах?
— Ноги и отсутствие ума.
Она не обиделась. Засмеялась.

Я, разумеется, пошутил.



КАК ВЫЖИТЬ?

Когда занимаешься бизнесом, то каждый день какие-то проблемы. То одно, то другое.
Я сейчас на все стараюсь реагировать просто. Оцениваю ущерб конкретно в деньгах — и не переживаю. А зачем тратить душевные силы на пустяки? Деньги же — дело наживное.
Жизнь мне Господь дал. Смерть даст. А все остальное как-нибудь…



ВЛАСТЬ И ПРЕССА

Я телевизор смотрю редко. Слушаю радио. Мне кажется, я специалист по радио.
Могу ответственно заявить: по сути, в стране единственный профессиональный информационный канал — «Эхо Москвы». Конкурентов у него нет.
И вот этот единственный информационный канал с утра до ночи говорит о том, что правительство у нас плохое, Путин ужасен и т. д.
То есть это как бы антиправительственный, антипутинский информационный канал. При этом финансируется он ГАЗПРОМом. Более того, и принадлежит он ГАЗПРОМу. А ГАЗПРОМ, в свою очередь, как известно, принадлежит (хотя бы отчасти) государству. Парадокс? Нет, не парадокс. А дьявольски-изощренная игра и правительства, и журналистов, которые принимают участие в этой игре.
Кремль и журналисты-оппозиционеры работают, на мой субъективный взгляд, на одну сверхзадачу. Они работают на власть. Кстати, образ жизни у представителей власти и представителей оппозиционной журналистики во многом схож. Частые вояжи за границу, постоянные звездные тусовки и т. д. Все как надо. То есть власть и журналисты-опозиционеры, по сути, едины.
Один из основных законов PR заключается в следующем: нужно сделать так, чтобы о тебе говорили. И неважно — что. Хорошее или плохое. Важно — быть на слуху.
Что говорят по «Эху» о Путине? Что он пахан (Фатеева), что он и его дружки из пресловутого кооператива «Озеро» — коррупционеры (Троицкий), что он плохо играет на пианино — «тычет одним пальчиком» (Альбац), что он своих не сдает, даже проворовавшихся (Ганапольский) и т. д. Цитирую, возможно, не точно, на память, но за смысл ручаюсь.
Пахан… Ну, это просто в нашей стране комплимент.
Коррупционер… Значит, ловкий богач. А ловких богачей в России признают и даже подобострастно мечтают с ними подружиться.
Плохо играет на пианино… Он и не должен играть хорошо. Удивительно, что вообще умеет.
Своих не сдает. Даже проворовавшихся… Это, по-моему, скорее напоминает грубую лесть. Получается, что Путин — действительно настоящий друг: дружит даже тогда, когда товарищ оступился.
То есть образ вырисовывается вполне симпатичный. К тому же гонимых, обруганных у нас обожают. Чудаковатый и алкогольно зависимый дядька Ельцин, с которым я познакомился почти 30 лет назад, вообще стал президентом во многом из-за протестных настроений народа.
Итак, выводы.
Пресса (казалось бы, оппозиционная), ругая власть, играет на руку власти.
Власти хорошо со всех сторон. Образ сильного, обаятельного и при этом гонимого, поруганного Путина создан? Создан. В России нет свободы слова? Да нет же, есть. Послушайте «Эхо»! Там говорят все, что угодно. Иностранцам не грех продемонстрировать.
А вот телевидение, которое смотрит 95% населения, это уже совсем другой разговор. Это настоящий инструмент отупления, и здесь тотальной критики власти, конечно, не будет. Ну если только иногда. Опять-таки для вида. Здесь, будьте любезны, господа-товарищи, слушайте правильные новости, сладкоголосых политических комментаторов, смотрите новых русских бабок, Баскова, Киркорова и других особенно интеллектуальных и одухотворенных персонажей.
Что в этой ситуации не нравится лично мне?
Мне совершенно неинтересно слушать о том, кто на пианино играет плохо, «тычет одним пальчиком».
Мне интересно слушать о том, кто на пианино играет хорошо.
Мне интересно слушать о том, кто хорошо поет. Хорошо пишет стихи. Хорошо рисует. Хорошо заботится (заботился) как государственный чиновник о России, о ее гражданах.
Давайте проведем маленький эксперимент!
Каждый из нас знает хоть одно стихотворение Пушкина. Или хотя бы одну его строчку. Но все ли из нас помнят, при каком царе жил Александр Сергеевич? И чем этот царь прославился? Вопросы, как вы понимаете, риторические. Пушкина знают все, а царя, при котором он жил, помнят лишь редкие интеллектуалы.
Давайте, наконец, поймем, что Путин и Медведев — это обычные люди, на время волей неразборчивой фортуны оказавшиеся большими начальниками. Ну, побудут они большими начальниками — и придут (рано или поздно) им на смену другие.
А вот пианист Святослав Рихтер останется, и дирижер Владимир Спиваков останется, и художник Валерий Мишин останется, и поэт Белла Ахмадулина останется, и поэт Иосиф Бродский останется, и редактор Сергей Чупринин, редактирующий хороший литературный журнал «Знамя», останется, и поэт-авангардист Юрий Милорава, приславший мне вчера по электронной почте невероятно-талантливые сюрреалистические стихи, останется… И много еще у России есть талантливых людей, о которых потомки вспомнят и через сто лет. Вот о них-то и надо говорить с утра до ночи, а не раздувать, вы уж меня простите, мыльные пузыри.
Что в сложившейся ситуации совсем плохо?
Плохо то, что в России сейчас революционная ситуация (дай Бог, чтобы я ошибался!). Разрыв между классами стал огромен. Элита (а сюда входят, в частности, и политики, и журналисты) живет в одном мире, а большинство народа за чертой кольцевой дороги — в другом. И достаточно махонькой искорки, чтобы загорелся совсем немахонький костер. Костер жутковатый, пожирающий все, что нажито этой пресловутой элитой непосильным трудом. Летние пожары 2010 года тогда покажутся легкими солнечными ваннами.



НОВЫЙ ВЫПУСК ЖУРНАЛА «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИ»

18.08.2017. Подписал в печать новый номер журнала «Зарубежные записки».

Журнал русской литературы

КНИГА ТРИДЦАТЬ ШЕСТАЯ

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Евгений СТЕПАНОВ. От редакции

ПРОЗА И ПОЭЗИЯ

Евгений СТЕПАНОВ. И все-таки жизнь. Стихотворения
Эдуард ПРОСЕЦКИЙ. Откровения кота Бенедикта. Роман (окончание)
Елена ЛИТИНСКАЯ. Опыты с дрожжами и не только. Повесть
Лилия ГАЗИЗОВА. О разных оттенках неба. Стихотворения
Семён КАМИНСКИЙ. Чья­то прошлая жизнь. Рассказ
Лео БУТНАРУ. Орфей. Рассказ. Перевел с румынского Виталий БАЛТАГ

ПУБЛИЦИСТИКА

Татьяна ЯНКОВСКАЯ. Искусство в потребительском обществе. Статья

ОЧЕРК

Елена ДАНЧЕНКО. Мой прапрадед Василий Иванович Немирович-Данченко.

РЕЦЕНЗИИ

Екатерина Ратникова, «Орнамент» (Ольга ЕФИМОВА)
Александр Файн, «Кровники» (Марианна МАРГОВСКАЯ)

Коротко об авторах

август, 2017



Евгений Степанов — литератор, кандидат филологических наук, издатель. Родился в 1964 году в Москве. Окончил факультет иностранных языков Тамбовского педагогического института, Университет христианского образования в Женеве и аспирантуру МГУ им. М. В. Ломоносова. Президент Союза писателей XXI века. Автор книг стихов, прозы, многих публикаций в периодике. Живет в Москве.