Главная страница
Главный редактор
Редакция
Редколлегия
Попечительский совет
Контакты
События
Свежий номер
Книжная серия
Спонсоры
Авторы
Архив
Отклики
Гостевая книга
Торговая точка
Лауреаты журнала
Подписка и распространение




Яндекс.Метрика
 
подписаться

Свежий Номер

№ 11 (85), 2011


Штудии


Евгений СТЕПАНОВ



ЧАСТУШКА КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ И ЛИРИЧЕСКИЙ ЖАНР ФОЛЬКЛОРА

Частушка (или припевка, пригудка, коротушка, коротелька, собирушка, вертушка, сказуха, стишок и т. п.) — старинный фольклорный жанр, который приобрел привычную для нас форму в середине ХIХ века. Само же слово «частушка» впервые употребил знаменитый писатель-реалист Глеб Успенский в статье «Новые народные песни», которая была напечатана в 1889 году. [1]
Литературный энциклопедический словарь дает такое определение: «Частушка, жанр рус. словесно-муз. фольклора, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения». [2]
Словарь Брокгауза-Ефрона в дефиниции, посвященной частушке, подчеркивает, что ее «содержание берется из текущей жизни». [3]
Действительно, любое значительное событие в жизни страны (революция, коллективизация, война, перестройка, смена одной общественно-экономической формации на другую) нашло свое отражение в этом малом фольклорном жанре.
Д. С. Лихачев писал: «Темы народной лирики — темы крайне обобщенные, в которых отсутствуют случайные, индивидуальные мотивы. Они посвящены положениям целых слоев населения (песни рекрутские, воинские, солдатские, бурлацкие, разбойничьи и т. п. или повторяющимся в жизни ситуациям (песни календарные, обрядовые — причитания, свадебные и т. д.)». [4]
Разноплановы и частушки. Они бывают детские, политические, лирические, свадебные, деревенские, городские, региональные (например, Воронежские, Тамбовские, Брянские, Вологодские…) и т. п.
Родина частушки — деревня. И там она наиболее уместна — особенно когда звучит гармонь, когда люди встречаются, женятся… В городе частушка постепенно доживает свой век. Она становится не так востребована, городской социум разобщен, представить людей с гармошкой в Москве (на Тверской улице или в спальном Жулебине) весьма проблематично, да и на свадьбах звучат другие песни.
Тем не менее, частушка по-прежнему живет в городской среде, ее можно услышать на дачах, в электричках, где выступают доморощенные музыканты, на пикниках, на туристических слетах.
Частушка только на первый взгляд — легкий литературный жанр. На самом деле,
это сложнейшее литературно-музыкальное произведение, в котором есть глубокое отражение действительности, своеобразная и неподражаемая версификационная техника (подделки не выживают!), логическая и композиционная завершенность.
Частушки разнообразны по форме. Самая распространенная строфика в этом жанре — четверостишие. Реже встречаются двустишия. Совсем редко в настоящее время — шести-, восьми-, десяти-, двенадцати-стишия.
Рифменная система в частушке заслуживает отдельного разговора. Обычно рифмуются вторая и четвертая строки. Рифмы в частушке, как правило, не точные, не глубокие. Нередки рифмоиды типа: тебя—меня; меня—я; окна—ума и т. п. Распространены глагольные рифмы: дала—взяла; пришла—нашла. Нередки ассонансы: белая—бегала; резиновы—разинули… [5]
Преимущественный стихотворный метр — хорей, точнее — четырехстопный хорей. Значительно реже встречаются ямбические частушки.
Частушка — литературно-музыкальное произведение, в котором текст и напев взаимосвязаны, но все-таки доминирует текст. Частушечных напевов немного, они, как правило, стандартные и нередко начинаются с идентичных зачинов — «Подружка моя», «Ой, Семеновна», «Самолет летит», либо объединены общей темой.
Циклы частушек, объединенные в спевы, всегда звучат под один мотив. Нередко в спевах одна тема варьируется с разных позиций.
Например, арест Юлии Тимошенко в августе 2011 года вызвал бурную реакцию в украинском обществе, и, в частности, в Крыму уже в сентябре можно было слышать такие припевки:

Посадили Юлечку,
Юлечку-красулечку.
За рассейский вроде газ.
Янукович — вырви глаз. [6]

* * *

Янукович посадил
Юлечку-красавицу.
И довольный сало ест,
Ест и улыбается. [7]


Вместе с тем, звучали и другие частушки, диаметрально противоположного содержания:

Засудили нашу Юлю,
А пускай не дразнится.
Ну а хули, ну а хули,
Нам какая разница? [8]


Несомненно одни из самых распространенных видов частушки — политические и лирические. Они наиболее востребованные.
Существовали (существуют) и так называемые поддельные частушки, когда власть предержащие пытались (пытаются?) внедрить в сознание людей стишки, прославляющие существующий строй, пропагандирующие прописные истины. Например, частушка из брежневского «застоя»:

Все колхозники страны
Заявляют дружно:
— Мы за мир стоять должны,
Нам войны не нужно. [9]


Такие подделки не приживались в народе.
Частушка политического звучания становилась популярной, когда выражала определенный протест, решительное несогласие с мнением власти. И никакая цензура не могла остановить стремления высказаться, сказать о наболевшем. За подобные вольности правящая верхушка преследовала. Анатолий Стреляный писал: «…такой фольклор не устраивал начальство. Его не только не замечали, за его распространение наказывали, сажали. Товарищи Жданов и Суслов могли сколько угодно и как угодно критиковать Ахматову, Зощенко, Пастернака, Солженицына — это мол, их личные ошибки, заблуждения или враждебные происки. Но могли ли товарищи Жданов и Суслов сказать, что народ, который распевает частушку «При царе при Николашке Ели белые барашки…» или «Дорогой товарищ Сталин, Без штанов ты нас оставил…», ошибается?» [10]
Политическая частушка очень часто персонифицирована. Существует множество припевок, посвященных царю Николаю II, Распутину, Ленину, Сталину, Хрущеву, Брежневу, Горбачеву, Ельцину, Путину, Медведеву, Тимошенко, Януковичу и многим другим деятелям. Как правило, политическая частушка дает негативный портрет власть предержащих. Так было до революции (хотя сохранились частушки и лестные для Николая II), так было в советское время, так происходит и сейчас. Приведем только несколько характерных примеров.


* * *

Хоть сдадут, служить не стану
Николашке-дураку:
Сапоги, шинель закину
Через быструю реку! [11]

* * *

Ленин, Сталин, Ворошилов
И Калинин, старый пес,
Всю Россию погубили
И загнали всех в колхоз. [12]

* * *

Едет Сталин на корове,
У коровы один рог.
Ты куда, товарищ Сталин?
— Раскулачивать народ! [13]


* * *

Ах огурчики мои,
Помидорчики.
Сталин Кирова пришил
В коридорчике. [14]

* * *

Горбачев и с ним же Ельцин.
Что вы сотворили?
Сильный русский наш народ
По миру пустили. [15]

* * *

Путин, Путин, ты циркач,
Ловкий не на шутку.
Хорошо ты приручил
Бурого Мишутку. [16]

* * *

Путин, Путин, ты богач,
У тебя деньжищи.
А мне пенсию дают
Три-четыре тыщи. [17]

* * *

О па, о па,
Такая лабуда.
Пушкин — это наше все.
Путин — наше навсегда. [18]


Один из основных и проблемных вопросов фольклористики и источниковедения — это достоверность частушки. Каково ее истинное звучание, где и кем, и при каких обстоятельствах записана? Нередко встречается несколько вариантов одного текста. [19]
Вместе с тем, следует признать, что канонических частушек не бывает, они видоизменяются в зависимости от ситуации. Это особенно наглядно проявляется в лирических частушках. Многим памятна знаменитая припевка:


* * *

Выходите девки замуж,
За Ивана Кузина!
У Ивана Кузина
Большая кукурузина. [20]


Однако существует и не менее популярный вариант, когда первая строка звучит совсем по-другому: «Не ходите, девки, замуж».
То есть, семантический ряд частушки может быть дифферинциирован.
Лирическая припевка не избегает обсценной лексики. В этом ее особый национальный колорит. Н. А. Добролюбов отмечал: «Народная поэзия не стеснялась правилами школьных риторик и пиитик о высоком слоге, для нее все слова были хороши, только бы они точно и ясно обозначали предмет». [21]
Показательны в этом смысле озорные частушки из коллекции поэта, выдающегося популяризатора жанра Николая Старшинова:


Разрешите вас потешить
И частушки вам пропеть.
Разрешите для начала
На х. валенок надеть! [22]


Здесь мы видим, с одной стороны, озорство ради озорства, а с другой стороны, нецензурное слово привлекает внимание к припевке, точнее — циклу припевок.
Ненормативная лексика в частушках, как правило, оправдана. Эротические мотивы в деревенских припевках употребляются, например, на второй день свадьбы, когда молодожены готовятся к брачной ночи. [23]

Молодые спать пошли,
Богу помолилися,
Чтобы пуще в одеяле
Ноги шевелилися. [24]

* * *

Как у нашего Мирона
На х. сидит ворона.
Как ворона запоет
У Мирона х. встает. [25]


Частушки оказали влияние на целый ряд выдающихся русских поэтов — Блока, Есенина, Твардовского, Бокова, Высоцкого, Берестова.
В настоящее время целый ряд авторов (например, Нина Краснова, Сергей Бирюков, Салават Кадыров, Елена Арс, Мария Панфилова, Николай Войченко, Фёдор Мальцев, Станислав Комардин, Владимир Котиков, Василий Гыдов) работают в этом жанре. Станут ли их частушки фольклором — покажет время.



Литература. Источники:




[1] См. об этом подробнее на сайте, посвященном Глебу Успенскому: URL: http//www. az.lib.ru›u/uspenskij_g_
[2] Литературный энциклопедический словарь, М., «Советская энциклопедия», 1987, с. 493
[3] Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, URL: http//www.encycloped.narod.ru
[4] Д. С. Лихачев, «Поэтика художественного времени», «Русская фольклористика. Хрестоматия», М., издательство «Высшая школа», 1971, с. 246
[5] См. об этом подробнее в исследовании Марии Богдановской «История частушки. Частушка на этапах российской и советской истории», URL: http//www.referats.5-ka.ru/44/36993/1.html
[6] Частушка записана автором статьи в Украине, в поселке Коктебель, 7 сентября 2011 года. Исполнитель: баянист Алексей Полищук.
[7] Там же.
[8] Там же.
[9] См. об этом подробнее в исследовании Марии Богдановской «История частушки. Частушка на этапах российской и советской истории», URL: http//www.referats.5-ka.ru/44/36993/1.html; а также в статье Анатолия Стреляного, который, в частности, писал: «В частушках могут рифмоваться любые слова, лишь бы в них совпадали ударные гласные. Приведем примеры неточных частушечных рифм из сборника Елеонской: «меня — тебя»; «меня — буду я»; «голове — на уме», «туман — вам», «ко мне — по канве», «своя — нельзя», «пропою — попаду», «во косе — стороне», «соборе — доле», «окна — ума», «вина — меня», «войну — моему», «яровой — домой», и т. д.», Самиздат века / Сост. А. И. Стреляный, Г. В. Сапгир, В. С. Бахтин, Н. Г. Ордынский. — М.-Мн.: «Полифакт», 1998, с. 754
[10] Анатолий Стреляный, Самиздат века / Сост. А. И. Стреляный, Г. В. Сапгир, В. С. Бахтин, Н. Г. Ордынский. — М.-Мн.: «Полифакт», 1998, с. 754
[11] См. URL: http//www.shansonprofi.ru
[12] Самиздат века / Сост. А. И. Стреляный, Г. В. Сапгир, В. С. Бахтин, Н. Г. Ордынский. — М.-Мн.: «Полифакт», 1998, с. 760
[13] Там же. С. 760
[14] См. URL: http//www.forum.pravda.ru
[15] См. URL: http//www.hrono.ru
[16] Записано автором 10 августа 2011 года в электричке, следующей по маршруту: Удельная — Казанский вокзал. Автор — баянист Сергей, фамилию (по известным причинам) автор статьи назвать не считает возможным.
[17] Там же.
[18] Там же.
[19] Здесь уместно вспомнить слова фольклориста Б. Н. Путилова: «Составить более верное и полное представление о данном индивидуальном тексте можно имея серию записей; чтобы убедиться в том, что запись безусловно верна, что «моментальное» и «общее» совпадают, надо много раз прослушать исполнителя»; «Для исследователя, анализирующего тот или иной текст, либо группу текстов, несомненно важно знать, в каких условиях он был записан и как эти условия могли повлиять на характер текстов. К сожалению, история русской фольклористики располагает недостаточными данными по этим вопросам, а имеющиеся факты не систематизированы и не осмыслены». См.: Б. Н. Путилов, «Современная фольклористика и проблемы текстологии», «Русская фольклористика. Хрестоматия», М., издательство «Высшая школа», 1971, с. 235, 236
[20] См. URL: http//www.chastuchka.yaxy.ru
[21] Н. А. Добролюбов, «Замечания о слоге и мерности народного языка», «Русская фольклористика. Хрестоматия», М., издательство «Высшая школа», 1971. С. 59, 60
[22] См. URL: http//www.alafor.ru/t234-topic. Н. К. Старшинов составил несколько сборников частушек, в частности, «Разрешите вас потешить: Частушки», М.: Столица, 1992
[23] См. об этом подробнее в: Н. С. Бурмистров, «Частушка в свадебном застолье», Традиционное русское застолье: сборник статей. — М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2008, с. 152
[24] См. URL: http//www.kp.ru
[25] Впервые эту частушку автор статьи записал в 1977 году, будучи 13-летним подростком в пионерском лагере «Знамя» Краснодарского края.