Главная страница
Главный редактор
Редакция
Редколлегия
Попечительский совет
Контакты
События
Свежий номер
Книжная серия
Спонсоры
Авторы
Архив
Отклики
Гостевая книга
Торговая точка
Лауреаты журнала
Подписка и распространение




Яндекс.Метрика
 
подписаться

Отклики




Газета «Казанские ведомости» №: 183 от 07 декабря 2011 г. (Владимир ТИЛЛЬ)

Газета «Казанские ведомости» №: 183 от 07 декабря 2011 г.


Поверили гармонию неевклидовой геометрией


Три дня в Казани проходил Международный поэтический фестиваль имени Н.Лобачевского.
Программа фестиваля включала в себя творческие встречи с известными поэтами, научно-практическую конференцию "Влияние неевклидовой геометрии на художественное сознание". В Музее Василия Аксенова открылась выставка известного казанского фотохудожника Фарита Губаева "Казанские силуэты". На вечере, посвященном 20-летию Союза российских писателей, председатель Казанской городской организации СРП Александр Воронин представил гостям фестиваля местных поэтов. И вспомнил ее создателя - выдающегося казанского поэта Виля Салаховича Мустафина (1935 - 2009), который учился на физмате КГУ и в Казанской консерватории, окончил аспирантуру у знаменитого казанского математика Александра Нордена и всегда считал поэзию старшей сестрой музыки и математики.

В празднике поэзии приняли участие Евгений Степанов, Елена Исаева, Елена Иванова-Верховская, Алексей Остудин, Нури Бурнаш, Евгений Чигрин, Ганна Шевченко, Наталья Елизарова и другие. В перерывах между мероприятиями мы говорили с организаторами и гостями фестиваля. И первое слово - автору проекта и координатору фестиваля, лауреату Державинской премии Лилии Газизовой:

- Я счастлива, что моя затея удалась. Для людей далеких от науки и искусства, может быть, покажется нелепым сравнение математики и поэзии. Но завкафедрой геометрии КФУ профессор Вадим Шурыгин на конференции очень доходчиво, без скидок на недоучек объяснил суть неевклидова пространства, основные постулаты Лобачевского. И подтвердил, что в математике без вдохновения никак. Нам удалось созвать звездный состав участников-поэтов. Их привлекла сама фигура Николая Ивановича Лобачевского, личности мирового масштаба. Ведь он не только создал новую геометрию, но и писал стихи.

  Елена Исаева, поэт, драматург, секретарь Союза писателей Москвы:
- Я считаю, что должно быть больше фестивалей - хороших и разных. Они продолжают традиции литературного процесса, который раньше был в несколько иной форме. Люди труда, который происходит в одиночестве, за столом и компьютером, встречаются на фестивалях, знакомятся друг с другом, и это им дает возможность идентифицировать себя во времени и пространстве. Мы, конечно, следим за творчеством друг друга, но живой контакт всегда лучше, чем интернет. Энергия личного общения для творческого человека ничем не заменима. Казанский фестиваль пока несколько локальный, он, может быть, не такой крупномасштабный по количеству, но качественный по составу участников. Здесь самые интересные поэты. Совершенно потрясающий Равиль Бухараев, на мой взгляд, один из первой десятки живущих сегодня поэтов. Очень интересен красноярский поэт Владимир Берязев - главный редактор "Сибирских огней". Лилия Газизова большой молодец, первый раз в жизни я встречаю такой поворот сюжета, когда фестиваль поэзии носит имя великого ученого Лобачевского! Я не знаю, как ей пришло это в голову, это абсолютно нелинейное, неевклидово мышление. Но действительно, если задуматься, математика и поэзия дети одной матери – гармонии.

Евгений Степанов, президент Союза писателей XXI века, кандидат филологических наук, главный редактор журнала "Дети Ра", газеты "Литературные известия" и других (всего 13) изданий:
- Фестиваль Лобачевского очень важен, как и любой поэтический фестиваль. Этот важен вдвойне. Приехав в Казань, вижу, что два основных, на мой взгляд, народа России - русские и татары - до сих пор находятся в ситуации не до конца полного понимания друг друга. Хотя тысячелетия мы живем вместе. Культура и есть тот мост, который объединяет народы. И конечно, такие фестивали крайне важны, потому что на него пришли представители русской интеллигенции, татарской интеллигенции. Все проходит очень доброжелательно, с пониманием друг друга, с какими-то постоянными вопросами и ответами на них. Роль фестиваля переоценить очень сложно. Это действительно важная и очень позитивная роль.

- Как, на ваш взгляд, развивается литература в регионах и чем это развитие отличается от литературной жизни центра?
- Восемь лет назад мы с товарищами создали журнал "Дети Ра", который как раз и посвящен региональной литературе. На мой взгляд, поэзия в регионах развивается намного интереснее, чем в Москве или Санкт-Петербурге. Другая проблема - региональным авторам некуда податься. Где им публиковать свои произведения? Во многих областных, краевых центрах нет изданий, посвященных культуре и искусству. У нас вообще нет ни одного официального государственного журнала поэзии. То есть все это взвалено на плечи частных энтузиастов.

- В этом смысле Татарстан являет прекрасное исключение. Ведь у нас издают журналы "Казань" и "Казан утлары", "Идель" и "Аргамак".
- Правильно! Поддерживать культуру - задача прежде всего государственная. Если будет творчество, если русские поэты станут переводить татарских, а татарские поэты русских - у нас никогда не будет никаких межнациональных конфликтов. Вся советская культура строилась на великой переводческой традиции. Поэтому и жили мы, наверное, намного лучше, чем сейчас.

Андрей Коровин, координатор литературного Волошинского конкурса и Международного литературного фестиваля имени Максимилиана Волошина (Коктебель):
- Сравнивать два фестиваля - Волошинский в Коктебеле и казанский имени Лобачевского - мне кажется преждевременно. Ваш фестиваль пока только формируется, и первое движение к созданию проекта, поиску его уникальности связано с геометрией, математикой. В дальнейшем можно приглашать сюда не только поэтов, но и ученых. Люди науки всегда интересовались литературой. Мне кажется, было бы интересно познакомить здесь физиков и лириков, проводить совместные творческие вечера, чтобы ученые читали свои любимые стихи. Может быть, они увезут с собой книги ваших поэтов и расскажут о них своим коллегам. Связь поэзии с музыкой и математикой – такого, как мне кажется, нигде еще нет, это и будет изюминкой вашего фестиваля. В Коктебеле с этим понятно – дом Волошина, история, Черное море и прочее. Там природная изюминка плюс культурологическая. Казань – прекрасный город с литературной и научной историей. Здесь стал поэтом Велимир Хлебников, который тоже пытался связать литературу и науку.

- Многие говорят о падении интереса к поэзии и вообще к культуре. Как вы считаете, это в самом деле так?
- На мой взгляд, ситуация не изменилась даже по сравнению с 60-ми годами прошлого века, когда поэзией интересовались не только любители поэзии, когда поэзия была какой-то последней правдой, когда Евтушенко в стихах мог себе позволить говорить больше, чем говорилось в газетах. В этом справедлива его формула, когда "поэт в России - больше, чем поэт" ("Молитва перед поэмой", 1964 - Ред.). Поэтому люди слушали поэтов и ждали от них правды. Огромный пласт тогдашних слушателей уже отошел, сегодня все можно отыскать в интернете и поэзия обрела ту нормальную публику, которая всегда у нее была. Собственно говоря, в литературных салонах начала XX века собиралось сто человек. Это те же сто человек, что собирались на фестивале Лобачевского в Музее Аксенова. В процентном соотношении ничего не изменилось. С другой стороны, поскольку литература пришла в интернет, огромное число людей продолжают ее читать. Поэтому сегодня московских любителей поэзии гораздо больше, чем сто человек. Это офисные работники, у которых есть работа и деньги. Я знаю людей, которые занимают важные должности в государственных учреждениях, банках и сами пишут стихи. Так что муза нынче не всегда идет под руку с нищенской сумой.

- У фестивального поэтического движения есть будущее?
- Сегодня фестивальное движение заменяет нормальный литературный процесс, когда есть издатель, есть автор, есть литературный агент. Фестивали отчасти выполняют роль литературных агентов. Когда в России сформируется нормальная издательско-агентская среда, думаю, фестивальное движение пойдет на спад. Но пока фестиваль - единственный инструмент, который помогает заметить автора, раскрутить, издать. Без этого инструмента литература умрет. А без литературного процесса поэзия существовать не может.

Беседовал Владимир ТИЛЛЬ