![]() Главная страница Главный редактор Редакция Редколлегия Попечительский совет Контакты События Свежий номер Книжная серия Спонсоры Авторы Архив Отклики Гостевая книга Торговая точка Лауреаты журнала Подписка и распространение |
Отклики Газета "Книжное обозрение" от 30 июня 2006 года
Газета "Книжное обозрение" от 30 июня 2006 годаЖивой мемориал
Разнородность представленных в сборнике текстов впечатляет: есть и документы (к примеру, стенограмма исключения поэта из Литинститута, не менее жуткая, нежели запись процесса над Бродским), и воспоминания, и интервью. Немало здесь и эссеистики о поэте: от благожелательной заметки Михаила Светлова, в чьем литинститутском семинаре учился Айги, о молодом тогда поэте до текстов его друзей и почитателей Виктора Ворошильского, Виктора Кривулина, Арсена Мирзаева, Юрия Милоравы...
Однако, будто в подтверждение ранее высказанного мною тезиса о превосходстве филологии над критикой, собственно исследования составляют наиболее значительную и интересную часть сборника. Не имея возможности перечислить все статьи, отмечу лишь некоторые. Опыт медленного чтения книги Айги "Одежда огня", демонстрирующего его мельчайшие структурные особенности, демонстрирует Лариса Березовчук. Анна Андреева и Генрих Киршбаум показывают особое место поэта в контексте отечественного минимализма. Мария Елагина рассматривает поэтическую "ангелологию" Айги и другого классика неоавангарда, Генриха Сапгира. Наталия Азарова — в двух работах — ищет в поэзии Айги черты, близкие неоплатонизму и философии современного французского мыслителя Алена Бадью. Галина Ермакова в свою очередь находит параллели с учением Тейяра де Шардена. О смысле паузы, молчания, "осмысленного ничто" пишет Джеральд Янечек. Разные исследователи пишут о месте Айги в мировой поэзии: ведь, в самом деле, уникальность поэта — в соединении чувашской культуры с общемировым поэтическим движением — через посредство русского языка... Собранные под одной обложкой, эти и другие исследования предстают не только своего рода живым мемориалом Геннадию Айги, но и веским доказательством продуктивности академического взгляда на новейшую поэзию, если, конечно, этот взгляд не нацелен лишь на привычные инертному уму предметы. Данила Давыдов
|