Главная страница Главный редактор Редакция Редколлегия Попечительский совет Контакты События Свежий номер Книжная серия Спонсоры Авторы Архив Отклики Гостевая книга Торговая точка Лауреаты журнала Подписка и распространение |
Отклики Литературно-философский журнал "Топос", 24 октября 2006
Литературно-философский журнал "Топос" от 24.10.2006Безошибочное чувство формыЕвгений Степанов, "Портрет" (М, "Вест-Консалтинг", "Библиотека журнала "Футурум АРТ", 2006).
Мне вообще нравятся стихи Евгения Степанова. Книга же "Портрет" (именно "портрет" — не "автопортрет", и вполне оправданно: автор умеет смотреть на себя со стороны, большая редкость в лирике) — так вот, книга "Портрет" хороша, во-первых, тем — что никаких во-первых, во-вторых, в третьих в этих стихах не существует: все в равной степени задействовано в создание некоего лирического портрета, в самых разнообразных, и вместе с тем очень индивидуально выраженных текстах. Когда-то — очень, конечно, давно — меня поразила мысль Маяковского о стихах, написанных одним и тем же размером: "Мой дядя самых честных правил" — "Ура, мы ломим, гнутся шведы" — бросьте, Александр Сергеевич, война вам не дядя!". От этой точки я начала когда-то плясать сама, стремясь нащупать выразительность самой формы, и множество неприятностей нажила себе на своем творческом пути, в эпоху тоталитарного классицизма. И вот, встречаю автора, который, как и я, для каждого стихотворения — то есть для каждого лирического настроения, поэтического замысла создает свою, этому замыслу нужную — п р и с у щ у ю ему — форму. То эта форма более или менее традиционна: …И еще одного обломала эпоха,
А точней, не эпоха, а черт знает что. Вот он вышел во дворик, поэт-выпивоха, В этом некогда классном (от Зайца!) пальто… То это — ритмизованный верлибр:
(Отметим попутно характерную для лирического сознания Евгения Степанова жесткую самоиронию, с тем чтобы вернуться к ней в ходе разговора о поэте и его поэзии).
Верлибр как таковой — этой формой Степанов владеет весьма "свободно" (позволим себе такое выражение в применении к свободному стиху) и разнообразно: Различные игры
Я говорю о форме, но сразу же приходится говорить и о тонкой горестной мысли — скептической (ведь муравей здесь — и природный человек, обремененный непосильной бытовой круговертью и не обремененный "мудрыми томами", тут почва для целого философского трактата — диалектического ветвистого силлогизма от "Назад, к природе" до "Да здравствует разум, да скроется тьма") — именно потому что форма этих стихов неотрывна от содержания. Верлибр создан для подобных медитативных построений, а подобное размышление укладывается только в верлибр.
И так абсолютно с каждым стихотворением этого сборника, какое-то безошибочное чувство формы. То же самое и с двустишиями: пытаюсь говорить с деревьями на даче
понимаю только те что вырастил сам (в сжатости выражения — все дело: расписывать — только испортишь, огрубишь и загубишь богатейшую интеллектуальную ауру этого "скромного" текста.)
То же самое и с трехстишиями, одностишиями, визуалами (в разной степени остроумными, но по чувству формы — всегда точными): "писать последняя попытка победить"
"я хотел написать стихотворение. И не смог." "жаловаться некому. Только бумаге". У Степанова есть такое — очень характерное для него, то и дело предъявляющему счеты самому себе, стихотворение:
Час придет — увижу Бога.
О себе скажу тогда: — Воровал. Хотя немного. Трусил. Правда, не всегда. Жил — случалось — наслаждаясь В упоительной гульбе. И бывало — каюсь, каюсь — Я не помнил о Тебе. Что ж, суди меня построже За обоз греховных дел. Но Твои наказы, Боже, Все ж я выполнить сумел. Не подался в нувориши, Не продал свободных крыл. Что ниспосылалось свыше – Я в земельку не зарыл. Я, конечно, не Господь Бог, но что бы я предъявила Степанову на Самом Высшем Суде (разумеется, искусства, а не жизни, тут Бог ему Е д и н с т в е н н ы й судья) — так это то, что он не очень-то себя ценит, часто мельчит, увлекается перетряхиванием пыли ковра э с т е т и ч е с к о й р е а л ь н о с т и, забывает о том, что "есть ценностей незыблемая скала" — и в его тексты попадают какие-то "не те" люди и обстоятельства, притом он их, как правило, переоценивает. Что конечно же, прекрасно характеризует его как человека — увлекающегося и скромного, но из его книги, если ее еще "пошерстить", можно сделать совсем настоящую.
Ольга Татаринова
|