Главная страница
Главный редактор
Редакция
Редколлегия
Попечительский совет
Контакты
События
Свежий номер
Книжная серия
Спонсоры
Авторы
Архив
Отклики
Гостевая книга
Торговая точка
Лауреаты журнала
Подписка и распространение




Яндекс.Метрика
 
подписаться

Отклики




Газета "Театральные ведомости" № 10, 23 ноября 2007 г.

Газета "Театральные ведомости" № 10, 23 ноября 2007 г.


Издатель, редактор, писатель...



Евгений Степанов считает, что любой российский литературный журнал, который вне "Журнального зала", это андеграунд…

Евгений Степанов (род. в 1964 г. в Москве) — известный издатель, литератор, автор многочисленных книг, член русского Пен-Центра, кандидат филологических наук. В советское и перестроечное время работал в газетах "Семья", "Совершенно секретно", журналах "Мы", "Столица" и других. В настоящее время главный редактор журналов "Дети Ра" и "Футурум АРТ", генеральный директор издательства и PR-агентства "Вест-Консалтинг".
С 2007 года журнал "Дети Ра" выходит ежемесячно и размещен в престижном Интернет-сообществе "Журнальный зал".
О делах журнальных (и не только) мы и поговорили, когда г-н Степанов приехал в Старый Оскол и участвовал в работе жюри конкурса "Правда жизни".


— Вашему журналу "Дети Ра" 4 года. Вышло 38 номеров. Насколько журнал открыт для авторов "вне тусовки", для провинциалов, в частности?

— Кто тусовочный автор, а кто не тусовочный — я не знаю. Поскольку сам редко выхожу "в свет". По блату я, конечно, никого не печатаю. Люблю открывать авторов из глубинки. Кстати, в ближайших номерах мы печатаем рецензию на интереснейшую книгу "Русский легион" Сергея Ветрова, автора из Старого Оскола. Будем в дальнейшем печатать прозу этого автора.

— Удалось ли журналу втиснуться в русское литературное пространство, есть ли у редакции и у Вас своя "линия", если угодно?

— Наш основной профиль — стихи, хотя мы печатаем и короткую прозу, и эссе, и мемуары, и критические статьи... Я думаю, что мы открыли целый пласт неизвестной федеральному читателю поэзии, выведя огромное количество поэтов из глубинки, русского зарубежья и столичного андеграунда (а он есть!) в "журнально-зальный" мейнстрим. И наша линия очень проста — качественная поэзия в любых жанрах, будь то силлабо-тоника, палиндром или визуальная поэзия… Критерий один — качество.

— Расширилась ли ваша аудитория после включения "Детей Ра" в "Журнальный зал"?

— Несомненно. По-моему, любой российский литературный журнал, который вне "Журнального зала", это андеграунд.

— А какие издания, на Ваш взгляд, также должны быть представлены в "ЖЗ"?

— Таких журналов очень много. Например, "Наш современник", "Москва", "Литературная учеба", "Акт", "Журнал Поэтов", "Орфей", "Меценат и мир", "Литературный европеец", "Встречи", "Побережье", "Футурум АРТ" и т.д. Однако "Журнальный зал" — частная организация. Указывать им никто не имеет права… Недавно один новый журнал не приняли в "ЖЗ", так был поднят такой ор в СМИ, что я лишний раз убедился — пиар в России больше, чем пиар.

— "Детей Ра" кто-нибудь поддерживает материально?

— "Детей Ра" вот уже три года поддерживает выдающийся русский меценат, депутат Государственной Думы, член фракции "Единая Россия" Николай Михайлович Ольшанский. Николай Михайлович — человек легендарный, он в советское время был министром минеральных удобрений, создавал отечественную промышленность. При этом любит стихи, поддерживает культуру. Я знаю, недавно при его участии был построен в поселке Сагуны (это Воронежская область) первый постсоветский Дом культуры. Сейчас под патронатом Ольшанского мы печатаем в одной из воронежских газет Антологию современной поэзии.
Побольше бы таких депутатов!
Огромную помощь журналу оказывает замечательная поэтесса и автор-исполнитель из Саратова Элана. Вместе с ней мы создали этот журнал, она — активнейший член редколлегии.

— Есть ли профессионалы среди издателей поэтических журналов?

— Единицы. По ряду причин. Во-первых, издатель журнала поэзии (просто литературного) должен быть абсолютно бескорыстен, влюблен в хорошие стихи, разбираться в них, а во-вторых, он должен уметь находить деньги. Это взаимоисключающие качества, оксюморон. Но издатель журнала поэзии ими должен обладать.

— Такие люди есть?

— Есть, конечно. Например, Ирина Прохорова, Константин Кедров, Елена Кацюба в Москве, Максим Бородин и Саша Мухарев в Днепропетровске, Дима Бураго и Саша Кабанов в Киеве, Валентина Синкевич и Игорь Михалевич-Каплан в Филадельфии, Алексей Александров в Саратове, Валера Мишин и Тамара Буковская в Санкт-Петербурге. Это замечательные подвижники.

— Вы упомянули имя Ирины Прохоровой. Но ведь ей легко — у нее брат миллиардер.

— Ну и что?! Наверное, она могла бы потратить больше денег на себя, но она их тратит на литературу, на всех нас. Повторяю — таких людей единицы. Они делают добро. За это их и ругают.

— Как формируется портфель "Детей Ра"?

— Очень много почты. Я получаю и читаю десятки рукописей в день, кого-то сам прошу прислать стихи. Кроме того, всегда находится литератор-подвижник, который представляет поэзию своего города, региона или страны… Так, липецкий номер составил поэт Сергей Зубарев, немецкий — Сергей Бирюков, самарский — Юрий Орлицкий и Данила Давыдов, питерский — Арсен Мирзаев… Вот на этих и некоторых других людях все и держится. Один бы я, конечно, ничего бы не смог. Кроме того, мне постоянно помогают заместители редактора Юрий Милорава и Анна Романюк, а также веб-мастер Максим Жуков.

— Вы также руководите издательством "Вест-Консалтинг". Сколько книг Вы издали?

— Около ста. Мы издали Айги, Соснору, Бирюкова, Ткаченко, Фатееву, Альчук, Даена, Мельникова, Милораву, Харитонова, Вариуса, Тюмлера, Федулова, Беликова, Татаринову, Козыреву, Эско и многих-многих других поэтов, литературоведов. Это, конечно, небольшие тиражи. До глубинки они доходят не всегда. И это тоже колоссальная проблема. Хотя многие книги издательства попадают в центральные магазины Москвы и Петербурга, их можно заказать через крупнейший интернет-магазин Оzon.ru.
Я очень рад, что сейчас мы договорились с издательством "Роса", которое будет представлять наши интересы в Белгородской области. Надеюсь, наши книги появятся на прилавках местных магазинов.

— Что бы Вам хотелось поменять в современном литературном процессе? Что Вам не нравится?

— Убежден, что нужно сделать культуру национальным проектом. Спонсорам, жертвующим на культуру значительные суммы, можно существенно сократить налоги (чтобы меценатство стало выгодно). Нужна государственная поддержка журналам, существующим более пяти лет (чтобы гранты не хватали аферисты) и т.д. и т.п. Если всего этого не сделать, нас ждет оболваненное, дезинформированное и не способное мыслить общество.

— Кто ваши любимые поэты?

— Список очень большой. Я сейчас больше люблю традиционную поэзию — многие стихи Пушкина, Есенина, Георгия Иванова, Владимира Соколова, из авангардистов очень уважаю Александра Кондратова, из современников — Валерия Прокошина, Марию Ватутину, Феликса Чечика, Евгения В. Харитонова, Андрея Коровина. Всех, конечно, не перечислишь.

— Какой из Ваших проектов вселяет в Вас наибольший оптимизм: журналы (у Вас их несколько), издательство? Может быть, собственное литературное творчество? И что Вы ждете от них в конечном итоге (и ждете ли вообще)?

— Все мои проекты (в том числе журналы) — это, конечно, творчество. Журналы — это продолжение меня. Я не печатаю текстов, которые мне не нравятся. Только те, за которые отвечаю. И если ругают моего автора — значит, ругают и меня. Так я воспринимаю…
Что касается собственного сочинительства, то моя карьера сложилась неплохо. Я издал довольно много книг, за некоторые из них получал очень большие гонорары. О моих книгах написано немало рецензий. Я работаю в разнообразных жанрах. Пишу рассказы, романы, стихи, статьи, научные книги, заметки, дневник и так далее.

— Каковы планы?

— Потихоньку работаю над докторской диссертацией. Она называется "Русская поэзия конца ХХ-начала ХХ1 века: тенденции и вариации". Собрана огромная эмпирическая база, ее надо осмыслить с научной точки зрения.

— А журналы?

— Пока силенки есть, буду ими заниматься.


Беседу вел Антон НЕЧАЕВ