![]() Главная страница Главный редактор Редакция Редколлегия Попечительский совет Контакты События Свежий номер Книжная серия Спонсоры Авторы Архив Отклики Гостевая книга Торговая точка Лауреаты журнала Подписка и распространение |
Юлий Зыслин. Борис Пастернак – музыкант. М.: «Вест-Консалтинг», 2022![]() Пятая авторская версия книги Юлия Зыслина «Борис Пастернак – музыкант» – прекрасное напоминание о том, что биография поэта и человека не умещается в сухие фактографические сводки «родился-женился-написал первое стихотворение и т. д.». Она начинается… вот интересно, когда начинается человек? Может быть, в тот момент, когда познакомились его будущие родители? Или еще раньше, когда эти люди только появились на свет? Если вдуматься, человек формируется задолго до своего физического рождения: история его семьи, принадлежность предков к определенному народу и культуре, – все это в значительной мере задает рамки, в которых ребенок начинает познавать мир. Что он сделает дальше с этими данными, зависит от самого человека. Малоизвестные факты из жизни Бориса Пастернака (в том числе, разногласия с отцом, художником-академиком Л. О. Пастернаком, по поводу приверженности традициям еврейской культуры), описание его тернистого тернистый пути через музыку и философию в литературу, увлекательная история роялей, на которых играл поэт, – все это рассчитано на широкую заинтересованную читательскую аудиторию. Прочтение, правда, не предполагает пассивного расширения кругозора. На основе богатого исторического материала автор создал книгу, настраивающую читателя и на размышление, и на сопоставление прочитанного с собственным опытом. Публицистическая оценка автором этих фактов минимальна и сводится к неторопливому лирическому изложению: вот перед нами предстают родители поэта, вот фото юного Пастернака, вот его первые карандашные рисунки. Удивляешься, сколько у молодого человека талантов и подспудно чувствуешь тревогу: все ему удается одинаково хорошо, какая же муза, в конце концов, победит? Даже зная ответ на этот вопрос, читатель испытывает растерянность: почему литература? А как же музыка? И это невзирая на собственное признание поэта, дошедшее до нас на страницах его автобиографической повести «Охранная грамота» и ставшее первым эпиграфом к настоящему изданию: «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней – Скрябина». Юлий Зыслин подробно и обстоятельно рассказывает, почему сын выдающейся пианистки и замечательного художника, унаследовав от родителей таланты как музыке, так и к живописи, в итоге стал величайшим поэтом XX века. Музыка так плотно «въелась» в ткань пастернаковских стихотворений, что многие из них в народе просто поют под гитару, не зная, кто автор. Юлий Зыслин доказывает, что, разуверившись в своих композиторских способностях, Борис Леонидович создавал свои стихи как музыкальные произведения, опираясь при этом на работы выдающихся филологов современности. Например, автор цитирует американского филолога русского происхождения Александра Жолковского, который проанализировал стихотворение Пастернака «Баллада»: «Одного взгляда на пунктуацию “Баллады” достаточно, чтобы убедиться в ее мелодическом разнообразии: ни одна строфа и даже полустрофа не повторяет другой. В жесткую схему рифмовки и четкого членения на полустрофы (точка в конце 43-й строки проходит через все стихотворение) уложена гибкая система голосоведения…». Филолог использует музыковедческий термин, дабы подчеркнуть: поэзия Бориса Пастернака родилась из музыки, она – продолжение мелодии…
Ольга ЕФИМОВА
От редакции
Редакция портала «Читальный зал» |