Главная страница
Главный редактор
Редакция
Редколлегия
Попечительский совет
Контакты
События
Свежий номер
Книжная серия
Спонсоры
Авторы
Архив
Отклики
Гостевая книга
Торговая точка
Лауреаты журнала
Подписка и распространение




Яндекс.Метрика

 
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
подписаться

Интервью


Иосиф Быковский – популярный современный поэт-пародист, он постоянно печатается в журналах «Дети Ра» и «Зинзивер», а недавно дебютировал на страницах «Литературных известий». Мы побеседовали с автором не только о пародиях, но и в целом о литературном процессе.


ИОСИФ БЫКОВСКИЙ: «ПРОФЕССИИ «ЛИТЕРАТОР» БОЛЬШЕ НЕТ…»


– Иосиф Моисеевич, Вы сейчас активно печатаетесь как поэт-пародист. Вопрос прагматичный: на гонорары от пародий сейчас можно жить?

Увы и ах, Евгений Викторович. Невозможно. Вообще литературным трудом прокормиться невозможно.
Когда мне было двадцать лет, я печатал заметки в газетах о культурных мероприятиях и получал за это деньги. Иногда до 50 рублей в месяц. Это примерно 20 тысяч на современные деньги.
Сейчас мне шестьдесят лет. Я по-прежнему очень много печатаюсь. Но денег это не приносит. Я перестал быть профессионалом. Да и профессии литератор больше нет.
Так бывает  –  некоторые профессии исчезают. И, наверное, скоро возникнет Красная книга профессий. В своей жизни я был учителем в школе, преподавателем в вузе, лектором общества «Знание», лектором общества книголюбов, научным сотрудником в музее, переводчиком с иврита, корректором, редактором, ночным сторожем, вахтером, разнорабочим на стройке, пиарщиком-рекламистом и т. д. Вот все эти профессии по-прежнему существуют. А профессии литератор больше нет. Хобби есть. А профессии нет. Жить литературным трудом – повторю – сейчас невозможно. То есть отдельные личности, конечно, могут зарабатывать литературным трудом, но таких – единицы. А раньше это была профессия.

– Как же Вы выходите из ситуации?

Работаю в издательстве, корректирую, редактирую чужие рукописи, занимаюсь версткой, веб-дизайном и т. п.

– То есть литература сейчас – это хобби?

Да. За исключением редких знаменитостей.

– Но ведь государство вроде бы  вкладывает деньги в литературный процесс.

Евгений Викторович, вот Вы издаете множество литературных журналов и газет, делаете крупнейший интернет-портал «Читальный зал», объединяющий более 50 изданий… Вы хоть копейку получили от государства на свои проекты? Вам офис предоставили бесплатно?

– Я получил два раза как стихотворец стипендию от Союза писателей Москвы. И был очень рад. Спасибо огромное замечательному Евгению Юрьевичу Сидорову, первому секретарю этого СП, который ко мне по-доброму относится. А вот в  качестве  издателя никаких грантов я не получал. За офис плачу сам. Субсидий не имею. Правда, я уже давно ничего у государства не просил.

Ну, вот Вы и ответили на свой вопрос. У государства нет, на мой взгляд,  продуманной стратегической политики в области литературы, если оно не поддерживают системообразующие проекты, как, например, «Читальный зал», «Журнальный зал», не поддерживает в  полной мере толстые журналы и т. д. А что в итоге? А в итоге не выходят прекрасные журналы – «Октябрь», «Арион» и т. д.  А какой журнал закроется завтра? А потом, глядишь, люди и читать вовсе разучатся.

– Как, на Ваш взгляд, обстоит дело с литературными пародиями?

Я думаю, что самый известный и плодотворный сейчас русский пародист – это Евгений Минин. Он живет в Израиле, в Иерусалиме. Он очень много и хорошо работает, но даже он печатается из толстых журналов только в «Детях Ра», «Зинзивере», «Дне и ночи», в «Литературном Иерусалиме» (который сам и издает). Не помню, чтобы он печатался в других «толстяках».

– Но Евгений Минин еще активно печатается в «Литературной газете», «Московском комсомольце», «Независимой газете»…

 Да, это так. Скажем спасибо этим популярным газетам.

– А что, кроме Минина, Вы больше никого назвать не можете?

Конечно, пародисты есть. Но я говорю о пародии как об искусстве. Это, увы, на мой взгляд,  в советском прошлом. Пародистов уровня Александра Архангельского, Юрия Левитанского, Леонида Филатова, Александра Иванова я сейчас не вижу.

– Я очень люблю пародии Леонида Филатова. Помню его пластинку «Таганка-75», где он мастерски пародировал Вознесенского, Евтушенко, Рождественского. Да, это был высочайший класс!

Согласен.

– А что для Вас – пародия?

Пародия – это сатирический жанр. Но я пишу пародии на хороших поэтов. Поэтому стараюсь не только посмеяться над какой-то нелепой строчкой, но все-таки показать стиль поэта. В этом деле был непревзойденным мастером Александр Архангельский.

– Над чем Вы сейчас работаете?
Готовлю небольшой сборник, там будут пародии и на авторов газеты «Литературные известия». В том числе и на Вас.
– Очень интересно. Ждем.

Беседу вел Евгений СТЕПАНОВ

От редакции:
Интервью с Иосифом Быковским будет опубликовано в газете «Литературные известия», № 9, 2022.

Редакция портала «Читальный зал»