Главная страница
Главный редактор
Редакция
Редколлегия
Попечительский совет
Контакты
События
Свежий номер
Книжная серия
Спонсоры
Авторы
Архив
Отклики
Гостевая книга
Торговая точка
Лауреаты журнала
Подписка и распространение




Яндекс.Метрика

 
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
подписаться

Обзор газеты «Литературные известия», № 8, 2022


…Тонкая красота изящно изогнутого верлибра связана с непрестанной работой мысли и благородством словесного рисунка:

родина

запах мороза
ранним утром

первый снег
на еще желтых листьях

а не ваши крики
и не ваши флаги

Скорее графика, нежели масло, но графика такой тонкости, что плетение орнаментов завораживает – видимой простотой, сквозь какую просвечивает глубина.
…В приведённом стихотворении дана альфа подлинного патриотизма, противопоставленного нелепости криков и флагов.
Николай Милешкин, расшифровывая душу свою через верлибр, создаёт созвучия, тонко серебрящиеся, красивые, умные:

все проходит
и проходит

не пройдет
никак

образ мира сего

Очередной, 8 номер газеты «Литературные известия» изобилует рецензиями, журнальными обзорами, интересно вылепленными эссе, изящно завершаясь литературным кроссвордом, чьи структуры выгнуты на манер этажей, ибо чтение подразумевает путешествие в высоту.
«Жили-были» называется подборка Евгения Степанова, словосочетание, просто и глобально характеризующее бездну бытия и бытования нашего в недрах вечного вращения юлы юдоли.

Август почитаем мной особо.
Этот месяц нежен и медов.
Август — августейшая особа,
Обладатель сладостных плодов.

Яблоки поспели, груши, сливы,
Огурцы в колючей кожуре.
…А часы бегут, нетерпеливы.
Скоро будут ливни — в сентябре.

Вкусные, медово-сладким-метафизическим соком наполненные стихи, кругло показывающие мир: такой привычный, вечно ускользающий в своей сути, бесконечно-новый.
Но и трагедия жизни заложена в поэзии Евгения Степанова – шероховатой правдой. Это  поэзия, определяющая действительность так, что точнее не определишь:

Было весело вначале, стало горестно потом.
Жили-были. Умирали. Умерли в дому пустом.

Жизнь быстрей, чем легковушка, пронеслась,
                                                                 нажав на газ.
Дед и бабушка-старушка умерли в ненастный час.

Что-то нажили? Куда там! Жизнь несладкою была.
…И патологоанатом вскрыл уставшие тела.

Контрасты жизни просвечены мудрыми сгустками строк…
…Развернутся магические линии Константина Кедрова-Челищева, развернутся, сплетаясь в лабиринты; и мысль, проносящаяся над ними, исследует космос и  нас в космосе:

Два полюса устремлены друг к другу
Соединяясь элипсом земли
Не удивительно что мы нашли друг друга
Иначе бы мы не произошли
Но откололись северный и южный
И я остался никому не нужный
Уже полгода я почти не плачу
Решая невозможную задачу

Невозможность решения задачи преодолевается бесконечностюь любви. Я думаю, что поэзия Кедрова-Челищева создаётся на энергии молитвы…
И рифмованным стихом, и верлибром представлен Андрей Шутов:

Горький вкус ягоды-малины
уже не станет сладким.
Каплей в море
упадет соленая слеза.

Точно увидено, сильно прочувствовано.
…Грусть, раскалывающая реальность, – а в сущности: излом трагедии:

Улица Ленина.
Райкомовский дом.
Мы жили там вчетвером.
Был папа молодой
И мама молодая.
…Прошла пора золотая.

Но – световая вспышка сильна; она озаряет душу сопоставимым опытом; и компактная мускульная сила стихотворения говорит о мере дарования поэта.
…Ветвится смыслами строка Светланы Паниной:

Постоянный маршрут, глухо дышит живой перекресток,
вдоль Исети ленивой — аллеей фигуристых ив.
Нет свободных скамеек, на этой с гитарой подросток,
и фотограф-старик зачехляет уставший штатив.

В бархатистом футляре банан и измятая сотня.
Не касаясь струны, барабанит парнишка хип-хоп.
Он читал, что огню помешал разгореться охотник,
и что пуля слепа, но отыщет сохатого лоб.

И метафизически-поэтическое богатство, демонстрируемое суммированием строк, свидетельствует об особом взгляде поэта на мир, каждое мгновенье промелька жизни. Современность, чьи признаки очевидны, словно сливается с вечностью, давая представление об истории, в которой все мы, в конечном итоге, находимся (или окажемся).
Но история может быть и такой:

Столб морозного белья,
запах мокрых валенок.
Гам барачного жилья
В двадцать пять завалинок.

Кабинет, что во дворе,
Брат наклонной башни.
И в собачьей конуре
Век позавчерашний.

Скученность жилья, банальность быта, и всё – осиянное поэзией.
Две пародии Иосифа Быковского вспыхивают разными огнями; резко даются зубастые строки зигзагами точного попадания в цель.
Вот одна из пародий:

Так, бывает, ошарашит
Питерский один пиит!..
Пушкин плачет, а не пляшет,
Коль Коломенский творит.

Ярко-точны и пародии Евгения Минина; и лучи, исходящие от них, веселят душу читающего:

Как я люблю тебя, Петра творенье!
Написано немало о творце,
Но первое свое стихотворенье
Не помню сочинил в каком дворце.
Они теперь в моих стихах воспеты!
Частенько я советую юнцам:
Любить не надо живопись, поэты,
Ходите с авторучкой по дворцам!

Пародия на любимого и уважаемого Александра Городницкого  умна и добра, и вовсе не злой заряд движет ею, ибо зла и так достаточно в мире…
Итак, очередной номер «Литературных известий» – номер, представляющий поэзию пестро и по-разному, дающий много необходимой пищи уму и сердцу.

Александр БАЛТИН