![]() Главная страница Главный редактор Редакция Редколлегия Попечительский совет Контакты События Свежий номер Книжная серия Спонсоры Авторы Архив Отклики Гостевая книга Торговая точка Лауреаты журнала Подписка и распространение |
Обзор журнала поэзии «Дети Ра», № 4, 2022![]() Ольга Фадеева показывает глубины бытия через вечные образы воды и колодца и делает это с тою мерой оригинальности, которая не позволит усомниться в даровании: Чего искать, когда
вода глубин колодца темна и холодна — и манит, и страшит, — а сердце, вот беда, к огню упрямо рвется, где чашу пьешь сполна, а — вспомнишь, заболит. Красиво, не требуя знаков препинания, растянутся, точно играя с вечно идущим временем, стихи Надежды Болтачёвой, используя – вполне по-своему – вечные поэтические символы:
эта звезда станет бархатным сердцем великой реки места в растраченном небе однажды твоем не найдя эту звезду ожидают иные силки нитки дождя Ритм – рвущийся и метафизический, осколочный и своеобычный – определяет глубины кратких поэтических исследований москвички Ольги Ефимовой, тоже участницы казаринского семинара: тише глухих вод
ниже сухих трав тонок седой лед сумерек зол нрав этот густой мрак тысячу лет нем кто-то чужой прав или уже нет «Чувство травы» Богдана Бейка отличается той мерой тонкости, когда строки, поданные прозаической записью, вспыхивают метафизическим серебром:
Чувство травы — расстояния ощущений, пути блуждающих лун. Пути, раскрытые ветром. Мои ладони раскрыты к тебе. Между губами и шрамом — чувство травы. Необыкновенной нежностью, напевностью, плавностью расходятся поэтические орнаменты Ирины Молочковой: Потянулась ниточка —
Вздрогнул колокольчик. Тоненькая веточка Сбросила чехольчик. И дугою-жилкою Потянулась к лету, Да медово-жидкому Не теплу — не свету. Стоит вглядеться в поэтическое лицо каждого из участников клуба, представленного на просторах «Детей Ра»; белые листы густо засеяны поэзией отменного качества, где метафизическое постижение и глубина соотносятся, представляя золотой баланс, с яркостью формы.
В отдельной рубрике – поэты Союза писателей ХХI века (руководитель Евгений Степанов). Развернутся, играя витражами и миражами истории, произведения Константина Кедрова-Челищева: Сначала Бог создал Моцарта
А Моцарт создал себя Вы можете все что сможете В мирах сотворить любя Культурологический строй поэзии поэта пересекается с мерцаниями жизненных констант, где любовь есть наиважнейшая, дающая дыхание, оттого:
Давай отразимся в собственных отраженьях
Пора учиться жить вечной жизнью без наших тел Если получится опять будем вместе Если не получится пусть летят отражения в отраженья Слишком сложно постижимый мир вне тел принуждает напряженно работать воображение, заставляя, как железы – секрет, выделять неистовую поэтическую субстанцию.
Молнией расколет жесткая простота откровения мир, исследуемый поэтом, собственный мир; и метафизическим серебром блеснет стоицизм, требующий и мудрости, и многих душевных усилий: Не надо горе поэтизировать
И перед камерами позировать Плачь только ночью когда один Среди морщин и среди седин …Густым напором пойдут, загудят, зазвучат множеством музыкальных инструментов стихи Владимира Алейникова:
Ты горемыка проклинай гостей
бумажный аист под шумок забредший латунный лист не полно ли — о ней нет эпитафий — я такой же прежний где арфы слог недолго шлифовать где жив шельмец с шагреневою кожей и только набекрень и танцевать и вслух сказать: поверьте мне — похожи на ясновидцев наши мастера… Словарь Алейникова благородно-избыточен, византийски-пышен. Кажется, ни одно из слов, присутствующих в языке, не должно быть упущено; а суммы их рвутся к небесам – садом, черпающим силы из них же.
Неожиданность, непредугаданность сопровождают поэтический стиль Алейникова, поэт точно летит над земным бытованием: С коромысла венок изнемог
мы еще не вернулись из промысла выпью кофе и выберу слог нержавеющей стали и домысла это верного рая залог мы опять понаслышке знакомимся никого не услышав запомнимся я надеюсь под самый зарок и настанет дневная пора и на дне суматохи оттаявшей мы увидим души в нас не чаявший междуночный разбег до утра. …Вопрос, задаваемый Ольгой Андреевой, не имеет ответа, но изящество, с каким сформулирован оный, вложенный в философское четверостишие, завораживает, гипнотизируя жаждой ответа:
Кто в песочных часах отмеряет песок в час, когда акушерка серьезно и строго ставит точку — завязывает пупок, привнося свою лепту в творение Бога? Есть в поэзии Андреевой особые зеркальные мерцания – точно отблески небес, отражающих нечто, нам неведомое, точно поверхности вод, отражающие небеса, которые мы, грешные, не представляем в полном объеме: По камням, по булыжникам,
по мостовой, оставаясь водой, оставаясь живой, вечным калейдоскопом — планеты узор, равновесие луж, океанов, озер — это все нереально зеркально, изначально горизонтально. Но – упомянутая горизонтальность вспыхивает вертикалью поэзии, вечно устремленной в предельно-запредельное.
Сумма верлибров Елены Богатырёвой хорошо насыщена современностью, подразумевающей дыхание вечности – хотя и меняется антураж, на котором приходится разыгрывать поэтическое действо: виктория никифорова в фейсбуке делает сенсацию: кошмар имеет классовый характер им в гулаге страдали (убираю кавычки) только столичные интеллектуалы, бывшие купцы и кулаки но лагерные нары стали вожделенным раем для сотен тысяч простых людей (убираю кавычки) для крестьянина-бедняка, для городского люмпена, для беспризорника — людей, которые буквально голодали всю свою жизнь Игольчато исследуется нынешнее время; и в проколах, точно сделанных в пространстве, каналами видно то былое, то будущее. Великолепные иронические волны Евгения Лесина обоймут действительность, играя метафизикой осмысления будней. Поэт учит видеть смешное, когда трагизм берет за горло: В квартире нищей и пустой
На старом порванном диване Лежал я пьяный и больной, Напрасно рыская в стакане. Но вот я встал среди планет В сиянье звезд и телебашен... Не потому, что я бесстрашен, А потому что водки нет. А еще Лесин – замечательный лирик. И нежность, проливаемая в стихи особой субстанцией, вспыхивает не просто весной, а сущностью оной:
Апрель. Появились тюльпаны
На рынке. И пиво в ларьке. И лед еще есть на реке, И солнцу залечивать раны Придется. Но разные планы Изменят простые слова, Которых нет лучше: Москва. Апрель. Появились тюльпаны. Очень разных поэтов представляет новый номер журнала «Дети Ра», высоко вздымая ажурные и прозрачные поэтические арки, разбивая прекрасные словесные цветники, заставляя читателя тянуться вверх, выше, по световой вертикали, которую открывают горизонты поэзии.
Александр БАЛТИН
|