![]() Главная страница Главный редактор Редакция Редколлегия Попечительский совет Контакты События Свежий номер Книжная серия Спонсоры Авторы Архив Отклики Гостевая книга Торговая точка Лауреаты журнала Подписка и распространение |
Ольга Ефимова «Форма света», М: Издательство Евгения Степанова, 2021![]() И в этом смысле книга Ольги Ефимовой, что называется, полностью «вписалась в формат». Играя всевозможными оттенками чувства – от хрупкой женственности до почти что мужской жесткости слога, поэтесса легко и непринужденно обращается с формой, переходя от стройного традиционного стихосложения к верлибру, к рифме, поставленной где-то в середине строки, что, на удивление, нисколько не нарушает ритмического звучания стихотворения: Надежда повисла тряпьем на флагштоке –
авось дураки вдруг починят дороги, и барин, прозрев, наконец, остановит дефолт, нищету, коммунальные войны; а может, проскочим сквозь медное сопло, а может, одернем зарвавшийся доллар; и каждому фрику наш вождь хлебосольный по требе раздаст, вопрошая: – Довольно? Как видим, помимо оригинальной формы, приведенное стихотворение, передающее атмосферу пустых предновогодних надежд населения на фоне общей безысходности, имеет еще и весьма острое социальное содержание – что у других творческих барышень в наши дни встречается отнюдь не часто.
Впрочем, недостатка в разнообразии тем здесь нет. Например, следуя традициям постмодернизма, Ольга Ефимова на современный лад обращается к европейскому фольклору, прибегая к образам шотландского горца или королевы Ровенны времен короля Артура и рыцарей круглого стола. Не обходится и без исконной народной мистики: серому дню отходную простонав,
злая вода холодное небо скомкала. …как отразится в зеркале сатана да полюбится паче ясна сокола… Глаз радуется тому, что живописательные образы природы и окружающего мира у автора живые, не «заезженные». За счет правильно подобранных слов складывается оригинальная настроенческая метафора. Вот еще, например: «Шпиль царапнул сонную синеву, так остер, что/ небо в мурашках звезд, пробудясь, отпрянуло…».
То, что автор хорошо умеет играть словами, видно даже из некоторых «цепляющих» заголовков стихотворных разделов сборника: «Головокрушение», «Крымские каникулы», «Экверлибристика». Молодежно и по-современному Ольга Ефимова добавляет каплю собственной творческой индивидуальности в бесконечный мировой поток пейзажной, философской и, разумеется, любовной лирики – куда же без нее: туман, веранда, сонный полубред –
вползает в окна пасмурный рассвет, и я тянусь лениво утром новым в плечо твое уткнуться… Грамотного стихотворца с подвижным, «незамыленным» воображением вообще приятно цитировать. Ощущается, что за видимой вольностью стиха скрывается тщательная филологическая проработка. Благодаря ответственному подходу к творческому процессу, Ольге Ефимовой удаются и весьма сложные вещи. В качестве такого примера напоследок хочется привести строки стихотворения, в котором считывается влияние Даниила Хармса:
Стихотворения похожи на выстрелы:
Каждому поэту – свой залп: Бродский – в спину, из-за угла, концы в воду. Ликвидация инакомыслящих. Есенин – в упор, по пьяной лавочке. Дымящийся обрез. Маяковский – пулеметная очередь… ………………………………… Пушкин – ядерный чемоданчик русской поэзии. И лишь строка графомана – Царь-пушка, что никогда не стреляла. Следуя остроумной метафоре Ольге Ефимовой, скажем, что ее первый залп смело можно назвать состоявшимся.
Марианна МАРГОВСКАЯ,
кандидат философских наук От редакции «Читального зала»:
В полном объеме рецензия Марианны Марговской будет опубликована в газете «Литературные известия», № 5, 2022. Редакция
|