![]() Главная страница Главный редактор Редакция Редколлегия Попечительский совет Контакты События Свежий номер Книжная серия Спонсоры Авторы Архив Отклики Гостевая книга Торговая точка Лауреаты журнала Подписка и распространение |
Светлой памяти Леонида Хейфеца
Леонид Хейфец перебирается на некоторое время в провинцию, воздух там чище, в том числе и творческий; но – дорога возвратна: и Москва вновь открывает ему просторы театральных толкований. Хейфец предпочитал классику… Вишневый сад должен быть срублен, жизнь, идет на слом, проигравшие будут ощущать именно так: произошел слом. В 90-х годах «Вишневый сад» воспринимался особенно актуально. Пьеса неувядаема и ныне. Выдержанный в строгих тонах, без намека на истерию чеховский сад в исполнение Хейфеца заставлял задуматься о правильности истории, над которой мы вообще не властны. А Фирс просто брал веник и выметал рассыпавшуюся вишню: куда ее столько? Зачем столько садов? И метафизические вопросы вырастали из постановки Хейфеца: что есть сад? Шире – а что есть духовный дом человека? Хейфец был ярким и яростным педагогом, и постановки его учеников блистали; сам же мастер предпочитал классику, она наиболее поэтична, то есть – верна… Вздымались героические и романтические колонны (метафизического толка) «Заговора Фиеско в Генуе»; полыхал Лир – современник всех, когда-либо живших людей. «Павел I» Мережковского жалок и самолюбив, обладающий кодами власти, не знает, как их использовать, «Кукольный дом»… непременно будет разбит, как всегда у Ибсена – некто войдет и побьет привычные окна, но то, как это сделано было в трактовке Хейфеца, и позволит говорить о необыкновенном прочтении Ибсена. Хейфец был поэтом режиссуры, доказующий: Не хлебом единым… То есть не только инстинктами и рефлексами. Он работал на износ. Он взрывался – чтобы горели, и пламя не стихало, его спектакли…
Александр БАЛТИН |