![]() Главная страница Главный редактор Редакция Редколлегия Попечительский совет Контакты События Свежий номер Книжная серия Спонсоры Авторы Архив Отклики Гостевая книга Торговая точка Лауреаты журнала Подписка и распространение |
ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КНИЖНО-ЖУРНАЛЬНОЙ ОТРАСЛИ, О РАЗВИТИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА В ХХI ВЕКЕ![]() Внеочередной съезд СП России, который состоялся 27 февраля в Доме Пашкова, тоже вызвал большой интерес в прессе. Уже накануне этого масштабного форума пишущие люди разных возрастов и дарований стали бурно обсуждать (в основном на портале https://litrossia.ru/?ysclid=m7en9j01m2380564698), каких ждут перемен. Суть большинства притязаний сводится к материальным вопросам — литераторы хотят получать гонорары, иметь надбавку к пенсии, публиковаться в государственных издательствах, отдыхать в Домах отдыха, как было раньше — в советскую эпоху. Желания понятные и хорошие. Кто же против материальных благ?! Внеочередной съезд Союза писателей России избрал 27 февраля 2025 года председателем Правления-первым секретарем СП помощника президента, бывшего министра культуры РФ Владимира Мединского, в секретариат вошли Вадим Дуда, Николай Иванов (он раньше был председателем Правления), Никита Михалков, Георгий Шевкунов (митрополит Тихон). К чему это приведет — пока не ясно. Поживем — увидим. А пока самое время поговорить о кратких итогах книжно-журнальной отрасли за первые двадцать пять лет ХХI века. Вывод первый. Печальный. Профессии «писатель» в России нет ни де-юре, ни де-факто. Зарабатывать литературным трудом могут единицы. Для подавляющего большинства пишущего люда литературный труд — это вид деятельности, но точно не профессия. Я бы сравнил писателя в настоящее время с дворником, который подметает улицу и с а м за это платит деньги «Жилищнику». Как живет современный пишущий человек? Он где-то работает. В свободное от работы время пишет. Потом издает книгу за свои деньги в издательстве. Очень часто он сам ее и распространяет. А нередко только сам ее и читает. Продажи книг в настоящее время (эпоху интернета), по сравнению с советским периодом, сократились в разы. Надо сказать, что и в советское время не все писатели жили очень хорошо. Успешных инженеров человеческих душ и тогда было немного. А большинство пишущих людей (даже очень талантливых) прозябало в нищете и безвестности. Знаю множество тому примеров. Пряников на всех не хватает в любую эпоху. В настоящее время исчезла не только профессия писателя, но и профессия литератора. Ни за рецензии, ни за статьи, ни за информационные материалы литературные издания теперь тоже не платят. У них у самих нет денег. Толстые журналы (оплот литературного процесса) героически борются за выживание. Тиражи стали микроскопическими. Вывод второй. Пессимистический. Несмотря на обилие книжной продукции, издательств в стране предельно мало. В основном небольшие издательства (которые лучше называть литературными ателье, работающими под заказ) занимаются изданием книг за счет средств автора или на гранты. А если и издают кого-то за счет издательства, то это издательству, как правило, прибыли не приносит. Потому что вернуть потраченные деньги издателю практически невозможно. По сути, издательство существует одно — издательская группа ЭКСМО, но и они уже начали издавать книги за счет средств авторов — об этом появилась реклама в социальных сетях, в частности, во ВКонтакте. Любопытная ситуация и в писательских союзах. Их в постперестроечное время появилось несколько, но они выполняют функции, скорее, литературных объединений. Ни один из новых союзов писателей, конечно, не может быть сравним по масштабам деятельности с СП СССР. Но современные СП тоже нужны. И обязательно нужно использовать их потенциал для консолидации литературного сообщества. Вывод третий. Аналитический. Искать сейчас виноватых в том, что случилось, бессмысленно. И, разумеется, ни Сергей Шаргунов (который возглавлял или до сих пор возглавляет — точной информации нет — АСПИР), ни бывший председатель СП России Николай Иванов, ни кто-то еще в этом не виноваты. Дело в том, что книга как институт вступила (как мы все хорошо знаем) в жестокую и неравную борьбу с интернетом. Носитель печатного слова изменился. И люди охотнее читают произведения в смартфонах, на планшетах или на ПК, чем в книгах и журналах. Главная причина — это бесплатно. Человек так устроен: зачем покупать литературный журнал, если его можно прочесть на порталах «Журнальный зал», «Читальный зал» (вот уже 15 лет я координатор этого проекта) или «Журнальный мир»? Кстати, несколько слов об этих порталах. Я убежден, что они выполняют очень важную миссию — дают возможность на безвозмездной основе всем любителям литературы читать журнальные новинки. Не сомневаюсь: придет время — и российское государство проявит должное внимание к этим проектам. Более того, я убежден, что общественные организации и государственные структуры должны здесь работать сообща. Это моя точка зрения как руководителя портала «Читальный зал». Вывод четвертый. Оптимистический. Я всегда считал и считаю, что главное для писателя — это возможность творческой реализации, возможность сказать свое слово, эволюционировать в художественном плане, публиковаться. Такие возможности сейчас существуют. И это очень важно. И для меня это дороже любых гонораров и прочих радостей жизни, которые были при советской власти. Мне важно, что сейчас любой человек может издать книгу. Любой человек может обнародовать свои сочинения, хотя бы в интернете. Не нужно стоять в очереди на издание книги, как было в советскую эпоху. Литературное творчество — это, конечно, диагноз. Но это и лекарство. То, что бездарно, исчезнет само. Настоящее останется. Но возможность обнародовать свои произведения должна быть у всех — разумеется, в рамках закона. И она сейчас действительно есть. Если не в печатном виде, то в интернете. И это дорогого стоит. Я не государственный служащий и навряд ли обладаю большими аналитическими способностями, но я практик и многие годы работаю редактором, и уже 22 года возглавляю издательство «Вест-Консалтинг» и 15 лет — Союз писателей ХХI века. Грантов от государства мы не получали и не получаем. В АСПИР нас не приглашали. В СП России я не состою. Но мы, издательство «Вест-Консалтинг» и Союз писателей ХХI века, работаем. Каждый день. И, я в этом не сомневаюсь, приносим пользу обществу. Первый мой журнал — «Футурум АРТ» был создан ровно 25 лет назад. Сейчас Союз писателей ХХI века (совместно с издательством «Вест-Консалтинг») издает журналы «Дети Ра», «Зарубежные записки», «Зинзивер», «Футурум АРТ», газеты «Литературные известия», «Поэтоград», альманахи «Другие», «Эолова арфа», осуществляет информационную и техническую поддержку портала «Читальный зал», мы проводим литературные гостиные в ЦДЛ, занятия на ПЛК (Профессиональные литературные курсы) при СП ХХI века. Все это мы делаем на безвозмездной основе. За 22 года издательство «Вест-Консалтинг» выпустило множество наименований книг современных российских авторов. На нашем телеканале «Диалог» мы делаем передачи о писателях. Главное — мы дали возможность нашим авторам публиковаться в изданиях, которые создали сами. Разумеется, у нас не все за эти годы получилось. Плохо, что мы не научились работать с государством — профильными министерствами и ведомствами, плохо, что не смогли сделать членов нашей писательской организации профессионалами в прямом смысле этого слова — то есть авторами, которые за свои произведения получают гонорары. Но одной писательской организации это и не под силу. А что же надо сделать, чтобы хоть немного изменить в лучшую сторону ситуацию в литературном процессе? Предложение первое. Примирительное. Реформы надо проводить вдумчиво, взвешенно. Нужно сохранить за всеми пишущими людьми право состоять в разных творческих союзах. Уверен, что не стоит закрывать АСПИР, но, конечно, нужно внести существенные коррективы в ее работу, дав возможность и другим писательским организациям (а не только четырем СП) право и возможность состоять в этой организации и реально участвовать в ее работе. Сейчас также многие пишущие люди говорят, что целесообразно, чтобы писателей курировала не Минцифра, а Министерство культуры. Не мне об этом судить. Но у меня есть предположение, что это вряд ли что-то изменит коренным образом. От перемены мест слагаемых значение суммы не изменится. Кто не получает грантов сейчас, навряд ли получит их в дальнейшем. И наоборот. Хотя надеяться на лучшее никому не запрещено. Предложение второе. Библиотечное. Я думаю, что необходимо создать максимально благоприятные условия для российских библиотек, чтобы у них была возможность выписывать в с е официально зарегистрированные в РФ литературные издания. Иначе получается какой-то абсурд: например, мою газету «Литературные известия», которая выходит уже 15 лет, выписывает Берлинская публичная библиотека, а родные отечественные библиотеки не выписывают. Неужели газета о книжных новинках совсем не нужна в России? Предложение третье — касающееся системы распространения. Необходимо оптимизировать систему распространения книжно-журнальной продукции. Расскажу опять-таки о своем опыте. Сейчас для того, чтобы моя газета «Литературные известия» поступила в московские киоски и магазины, я плачу деньги дистрибьюторской компании. Затраченные средства вернуть проблематично. Продажи невелики. Вот здесь, на мой взгляд, очень нужна помощь государства — для некоммерческих литературных изданий. Иначе нас неизбежно ждет банкротство. За последнее время кардинальным образом изменена система книготорга, солидных новых магазинов появилось совсем немного (прежде всего, надо назвать «Фаланстер», которому исполнилось двадцать два года), а созданные еще в советское время гиганты — «Москва», «МДК на Новом Арбате», «Библио-Глобус» — проявляют к художественной литературе (в частности, к поэзии) весьма сдержанный интерес. Опять-таки не потому что эти магазины плохие, а потому что стихотворные сборники покупают сейчас, увы, очень неохотно. Капитализм, как всегда, диктует свои законы. Хорошо, что работают сетевые магазины, в частности, «Озон» и «Вайлдберриз». Они во многом решают вопросы распространения. Но вопрос создания новых книжных магазинов до сих пор актуален. Их явно недостаточно. Предложение третье. Правовое. Необходимо создать р а в н ы е условия для всех участников рынка. Не должно быть так, что один журнал получает дотацию от государства, а другой нет, какие-то союзы писателей приглашают в АСПИР, а какие-то нет. Какие-то союзы писателей получают министерские стипендии, а какие-то нет. Проще говоря, должно быть торжество закона. Выводы. Задачи стоят очень сложные. Не думаю, что их удастся в обозримом будущем решить. Но можно хотя бы частично скорректировать литературный процесс. Для этого деньги надо тратить с умом, по- государственному, рачительно, не добиваясь популистских быстрых результатов, а думая о судьбе отрасли в целом, создавая мощный фундамент для ее развития. Говоря строительным языком — не стоит начинать возводить крышу, не построив основательный фундамент. Сначала нужно дать писателям возможность зарабатывать на хлеб, а потом уже подумать о пирожных. Необходимо проводить с и с т е м н ы е преобразования в литературном процессе, возрождать профессию писателя. Только тогда ситуация может измениться. И тогда писатели смогут сами решать, куда им ехать отдыхать. На заработанные гонорары… И тогда государство сможет в полной мере ощутить, что писателей рано списывать со счетов, что они нужны, что кто-то должен сеять разумное, доброе, вечное, кто-то должен будить в читателях мысль и развивать лучшие человеческие качества. Евгений СТЕПАНОВ,
Президент Союза писателей ХХI века, Секретарь Союза писателей Москвы, Генеральный директор издательства «Вест-Консалтинг», кандидат филологических наук |