Главная страница
Главный редактор
Редакция
Редколлегия
Попечительский совет
Контакты
События
Свежий номер
Книжная серия
Спонсоры
Авторы
Архив
Отклики
Гостевая книга
Торговая точка
Лауреаты журнала
Подписка и распространение




Яндекс.Метрика

 
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
подписаться

ОБЗОР ГАЗЕТЫ «ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИЗВЕСТИЯ», № 2, 2024


Начнём с финала — ведь всё равно до него доберёмся!
Новый номер «Литературных известий» завершается изящно свитой кроссвордной сеткой, вписывание отгадок в ячейки которой позволит проверить или освежить собственную литературную эрудицию.
Составлено сие, как всегда, Ольгой Ефимовой.

Стихотворения Евгения Степанова взяты из готовящейся книги «Преодоление»; всё более и более склоняется поэт к максимальной ёмкости, начиняя строки до отказа созвучиями, мыслью, тонкими оттенками ощущений. Ностальгические интонации перехватывают многие стихотворения. И это логично — скорость жизни не слишком склоняет к озарениям оптимизма:

Синематограф, клуб, два книжных магазина.
Печальный коленкор — провинциальный быт.
Но здесь ты осознал, что в мире есть рябина,
Но здесь ты услыхал напевы аонид.

Хроническая грязь, извечные попутки,
В автобусах смурных грызня и толкотня.
Но здесь друзья к тебе, точно девчонки, чутки,
Но здесь тебе дано запрыгнуть на коня.

Впрочем, меланхолические строки уравновешиваются ироническими (точнее — самоироническими). И такая амбивалентность обеспечивает гармонический баланс стихотворений и всей подборки в целом:

Я вижу из окна кусочек леса,
Я слышу запах трав и гомон птиц.
Провинция прекрасна, как принцесса.
Одна печаль-досада: я не принц.

Поэма Дмитрия Тюпы «Четыре встречи» гудит полнотой жизни, варьируя ритмы, вибрируя необходимостью жить полно, со взрывами, не экономя на силах, размахиваясь до планетарных вращений и звёздных сияний:

Жизнь! Воля к жизни! Вера в жизнь!
Играй, безумствуй, ворожи!
Газ в пол — так слаще виражи,
Острее риск.
На взлет! Сквозь радугу! Скорей!
Протуберанцами согрей
Планеты мыльных пузырей
И луны брызг.

…Уютом и умиротворением, гармонией — почти космической — отчей земли с теплой неброскостью прекрасных родных пейзажей дышит — плотно и полновесно — поэзия Дмитрия Дарина:

Луч закатный пьет из речки,
Тишина по берегам,
Словно шаль, прозрачный вечер
Лег на плечи хуторам.

Я люблю в такие миги
Забывать о беге дней,
Хлебный пар из старой риги
Дышит в памяти моей.

Марианна Марговская анализирует полнометражные фильмы Евгения Степанова «Христос-Человечество» и «Основной вопрос», рассматривая эстетический феномен своеобразного кинематографа поэта-режиссера.
Острые зигзаги верлибров Николая Архангельского режут сознание своеобычной выразительностью:

небо звезд гаснет
без них нет неба на небе
квадратики окон в квадрате
окна, небрежно расклеенные
по телу
ночи
закрывают глаза, вбирая
светы, и больше нет
за окном окон
и собака домашний волк
с рысью-кошкой дышат сны
мудрые
как ночь…

…Милые, с детским, бесконечно-наивно-прекрасным и шаровым, как небо, удивлением сказки Надежды Бабаевой рассчитаны не только на детей, но и на взрослых.
Ольга Ефимова рецензирует книгу Натальи Морссовой, посвящённую двум отечественным классикам, Пушкину и Лермонтову: причинам дуэлей, судьбам поэтов, столько значившим и значащим для последующих поколений русских людей.
Внимательное вглядывание в реальность словно рождает медитативные, с неожиданными метафорами, созвучия Любови Берзиной: тихие и глубокие, таинственные и словно окутанные дымкой загадочности:

Как тихо угасает день,
И листья медленно желтеют,
И ворона густая тень
Траву заржавленную бреет.

В низинах стелется туман
И рощица полураздета.
Что жизнь — спасенье иль обман —
Опять не нахожу ответа.

Любовь — основной лейтмотив возвышенной и, вместе с тем, земной поэзии Андрея Ивонина:

Немеют пальцы рук на холоде.
От слякоти бросает в дрожь.
Ты где-то рядом в этом городе
смеешься, хмуришься — живешь.

Глядишь, как дождь косыми струями
стекает вниз с покатых крыш.
Под изморосью, как под пулями,
под стареньким зонтом стоишь.

А открывается номер газеты репортажем Сергея Киулина и Николая Фонарёва, который посвящён вечеру памяти Андрея Вознесенского.
Таков состав второго номера «Литературных известий» — алхимический состав, призванный осветлять души читающих.

Александр БАЛТИН