Главная страница Главный редактор Редакция Редколлегия Попечительский совет Контакты События Свежий номер Книжная серия Спонсоры Авторы Архив Отклики Гостевая книга Торговая точка Лауреаты журнала Подписка и распространение |
ОБЗОР ЖУРНАЛА «ДЕТИ РА», № 1, 2024Звук… героический, державинский, совершенно свой, вибрирующе-завораживающий: звук Владимира Алейникова совершенно особого характера; он вовлекает, плещет и блещет, порой являясь своеобразным персонажем, звук открывает миры поэта:
Письмо меня опередит.
Я помню нежности основу — Покуда прежнее твердит, Я повторяю это снова. Словами стало пламенеть, Что никогда не угасало. Повременить — не умереть, Начнем признание сначала. Возьмусь азы перемежать, Поруку вызвав на подмогу, Очнувшись, веки не смежать Почти отчаянно, ей-Богу. «Героиада» Владимира Алейникова открывает первый номер журнала «Дети Ра», отметившего в этом году свое двадцатилетие, продолжающего вращать механизмы глобального русского поэтического устройства.
Заложником поэзии — такова самохарактеристика — выступает Константин Кедров-Челищев, густо и сложно исполняя свою партию: Вершит со мной необьяснимый рок
Не стройный хор невысказанных строк Я понимаю мир необьясним Не обьясним и я сегодня с ним Поэзия труби во всю трубу Мою необьяснимую судьбу… Парадоксальный иронизм Евгения Лесина находит краткое, лапидарно-мускулистое воплощение — в емких и грустных, но просвеченных розоватыми лучами надежды стихотворениях:
Желтые одуванчики,
Белые одуванчики, Голуби, воробьи, Огари гонят крякв. Каждый хочет любви И ночлега. Теплого снега ждем, Снега. …Гвозди грусти, вбиваемые судьбой в душу.
Страшно. Рвется душа, поэтому: А мне бы выйти под снегопад.
А мне бы пойти и упасть на снег. Зарыться в сугроб. О грусти забыть чтоб. И сострадание обжигает сердце читателя.
Острая афористичность, сказывающаяся в краткой точности формулировок, присуща поэзии Дмитрия Тюпы: Венец эволюции, гордость Творца,
Губитель планеты, начало конца. Дитя безмятежных эдемских садов, Скиталец пустынь и безжизненных льдов. Свободный, ты сам себе цепи куешь: Пороки и страхи, зависимость, ложь. Зазвучит, играя метафизическими красками и отзываясь энергией всеобщности, традиционная рубрика «Перекличка поэтов»:
бессилие — неодолимо,
томленье — не утоленó, но это небо — неделимо и над обоими — одно. где зов души — иголка в стóге, как вчуже голоса ни трать... ______________________ ...и все же пустишься в итоге, захлопнув нотную тетрадь, без округлений и без граней в непозволительный полет... и с этой радости бескрайней душа, как девочка, поет. Так, исследуя тяжелые сгустки эмоций, шаманит словом Ольга Иванова…
…Интересно используя власть эпитета, созидает причудливо-усложненный орнамент мировосприятия Андрей Грицман из Нью-Йорка: Летопись вздоха —
глухой разговор: вяжется незаметный узор, зреет неизмеримое зренье. Мягко шуршит оседающий кров. Спящею кошкой прошлое дышит. Если прислушаешься — услышишь тихий янтарь застывающих слов. Жестко, идя от корней традиции регулярного стиха, организует пространство текста Евгений Сливкин:
Курганы, степь-полупустыня,
богатырей триумвират. Куда так пристально глядят Илья, Алёша и Добрыня? Они стоят, как обелиски. В степи им не на что смотреть. Но на заставе богатырской тому, кто отвернется — смерть. Тесно составленные слова суммируются в богатые картины.
Культурологическая словесная алхимия Вячеслава Глазырина дает интересные острова образов, полные своеобразных словесных растений: Но темнота, как дерево, растет,
как сон неспешный. Научишься дышать (оставишь свет) над облаками детства. Молитва мальчика во тьме плывет: Орфей беспечный. Теряя, обретать холодный свет, оставленный в наследство. …Вспыхнут очаровательные абсурдинки внутри двух коротких рассказов Дениса Липатова: рассказов, своеобычно поворачивающих механизмы сюжетов каждою строкой-фразой; монументально развернется «Немтырь, думающий стихи» — роман Юрия Казарина, смешивающий разные субстанции жизни.
Полыхнут творящейся окрест реальностью строки дневника Евгения Степанова. Рецензии Сергея Бирюкова и Ольги Ефимовой отличаются плотностью фактуры и густотой мысли. Номер, богатый содержанием, не разочарует тех, кто способен еще слышать слово — в его художественном аспекте. Александр БАЛТИН
|