Главная страница Главный редактор Редакция Редколлегия Попечительский совет Контакты События Свежий номер Книжная серия Спонсоры Авторы Архив Отклики Гостевая книга Торговая точка Лауреаты журнала Подписка и распространение |
ОБЗОР ЖУРНАЛА «ДЕТИ РА», № 6, 2023…Мультипликационные отзвуки, пройдя сквозь фильтры сонетной формы, превращаются в ироническо-метафизическое звучание стихотворения Антона Крылова:
В зверинце я безмолвный и нагой,
хоть прихожу сюда в пальто и шапке, и я не смог построить никакой площадки детской — у меня же лапки! Еще я хищен, зелен и зубаст, и не играю (лапки!) на гармошке, и только есть один лишь свет в окошке — мой верный, неразлучный Чебураст. Игровой — с высверками юмора, с пенной легкостью — подборкой стихотворений Антона Крылова открывается завершающий год номер знаменитого журнала «Дети Ра»…
Будем, как солнце! — в том числе и в поэзии, чье сияние ныне почти не пробивается ныне к человеческим сердцам; да и неугомонный интернет здесь играет гибельную роль: дав право голоса всем без исключения, в том числе безнадежным графоманам. Поэтому как ориентиры следует воспринимать именно бумажные журналы, и «Дети Ра»… предлагают высокую планку. …Грозовые взмывы стихотворения Максима Лаврентьева вспыхивают разноцветьем мысли и ощущений, сведенных в четко и ювелирно обработанные катрены: Воздушная взвыла тревога.
Тень пала на город внизу. Но хоть бы глядел ты в три ока, увидел бы только грозу. Ветхозаветная надежда, прорастающая в современные строки, рождает вариант духовного оптимизма:
А выше, там, где в пустоте
звезда к звезде — везде! везде! — сияет вечная лампада, прощенный трудится Адам, растет единый Божий храм. И нам об этом помнить надо. Сложноорганизованные (ритмически) стихотворения Галины Климовой устроены так, чтобы изгибами и переносами подчеркнуть смысловые узлы — бытия и воспоминаний:
Как вы там в Ногинске без меня,
ребятня, дворовая родня? И Клязьма, тормозная на мели? И тощий лес, на кладбище кивая, про рельсы ни гу-гу — но стон из-под земли злодейски убиенного последнего трамвая? Звукописью пронизанный текст поэтизирует быт, превращая его в почти мистическое действо:
…кружева вырезала бумажные,
по праздникам — из фольги, наряжая, как елку, посудную полку, не жалела на блюдо побольше оборку, рядками рассаживала пироги. Парадоксы… отчасти и алогичность истории исследует созвучиями Виктор Петров:
Докуда следует вагон полупустой?
И позади уже разобран путь советский, И машинисту дадена команда: «Стой!», Да вот народ в дорогу подобрался дерзкий. Стих Петрова гудит, как провода, переполненные жизнью; стих перекипает плазмой бытия, и отсветы, ложащиеся на чуткое читательское сердце, не могут не действовать благотворно.
Интересно играет — совершенно всерьез — с культурологическими кодами и поэтическими пластами Александр Кормашов: Вот их собрали по кучкам, чтоб
класть по семь штук в один длинный гроб — шестеро братьев, Красавчик Боб — хотя могли и по десять. Так и лежали в гробу по семь. Поп отслужил панихиду по всем. Бог принял души: «Не бойтесь, не съем, только ж грехи надо взвесить». Пространно и компактно, философски и плавно льются лентами стихи недавно ушедшего Александра Соболева:
Давно не чту ни вождей, ни чина.
Но есть в миру, что столь многолюден, не шанс, а, может быть, лишь причина найти особого homo ludens. Не чудодея и не мессию, не супермена в седьмом колене, но человека природной силы и капитана своих волений. Тут сложно ставится вопрос свободы воли, которая, если глянуть в мистический корень, не более чем дающая надежду выдумка, ведь человек, одолевая жизненную тайну, вечно остается заложником обстоятельств, сплетаемых не им.
Оскар Милош — родственник знаменитого нобелиата Чеслава Милоша — в России известен совсем мало, и переводы, исполненные Александром Давыдовом, расширяют поля эмоциональности языка, представляя оригинальность изысканного поэта: Как ты достиг меня, такой смиренный, такой печальный? Я уже не могу понять.
Наверно, так же приходит дума о смерти об руку с думой о жизни. Но от моей испепеленной Литвы до адских ущелий Раммела От Боу-стрит до Марэ и с детства до старости… Поэзия студентов Литературного института представлена именами Полины Городецкой и Павла Щербакова.
Поэзия Городецкой играет сильными лирическими импульсами, фонетическим напряжением-натяжением чувств: Я уеду весной, но наверно не зная,
Когда приключится это. И весь город иной, вся жизнь иная, Словно вспыхнуло в марте лето. Высокий классический звук демонстрирует Щербаков — это звук, устремляющийся стихами в метафизическое небо:
Как свод небес прозрачен и зеркален,
И отражает гул и звоны порта. Как холодно у каменных развалин Забытого и брошенного форта. Продолжается публикация романа Юрия Казарина «Немтырь»: отзвуки его поэзии слоятся в искусстве построения фраз, суммарно складывающихся в интересное повествование, тонко балансирующее на грани яви и сна…
«Дневник редактора» Евгения Степанова развернется сгустками кратких поэтических высказываний, деловых данных об издательской деятельности, тонких, акварельных зарисовок о кинорежиссерах, дачных заметок… Богато и насыщенно представлен раздел штудий и рецензий… «Дети Ра» — своеобразный срез рудоносной жилы современной словесности, ее высшего — художественного аспекта — хотя понимание сие давно отринуто обществом. Что ж, тем хуже для него, ибо пренебрежение предельными возможностями языка чревато деградацией для духовной и интеллектуальной жизни людской популяции. Александр БАЛТИН
|