Главная страница Главный редактор Редакция Редколлегия Попечительский совет Контакты События Свежий номер Книжная серия Спонсоры Авторы Архив Отклики Гостевая книга Торговая точка Лауреаты журнала Подписка и распространение |
Свежий НомерПерекличка поэтовДмитрий АРТИС
СЕМЕЙНЫЙ УЖИН
* * * Три года мне, и было мне когда-то
всегда три года, словом, ерунда, и падал снег, вставал и снова падал, и было так светло, как никогда. И было так воистину спокойно, и тихо так, что не хватало сна. Я лез на стул, потом на подоконник, смотрел в окно и прыгал из окна, и падал в снег, вставал и снова падал, и вырастал на четверть головы. Оно мне надо было? Надо, надо, увы. * * *
Так просто жить, что хочется еще,
ходить в плаще, донашивать пальто, сносить пять пар ботинок и потом еще пять пар, еще, еще, еще… Так просто жить, что даже возмущен, слегка растерян и сердит притом. Так просто жить, что стыдно умереть, внезапно, не предчувствуя конца, из тела выйти, как сойти с крыльца, и не войти обратно, умереть, когда ты счастлив тем, что отрицать способен то, что смертен. * * *
1. Только любовь, Марина, и никакого бренди,
молча войди, разденься, свет погаси в передней, дверь посади на цепи, а полумрак — на царство. Сердцу необходимо замкнутое пространство. Здесь: ни стола, ни стула, сорванные обои и на железной койке место для нас обоих. Но это много больше, но это много шире неба — в своем размахе, солнца — в своей вершине. 2.
Ночь (или что-то вроде этого), спи, Марина,
страсть к перемене родин даже меня сморила. Будто уселись в сани, катим от дома к дому: то к одному пристанем, то прирастем к другому. Стылое чувство долга не намотать на палец, видимо, слишком долго жили, не высыпаясь. Что же теперь согреет в этой ли, в той отчизне? Спи, засыпай скорее, сон мудренее жизни. * * *
И брат не заходит в мой дом,
стоит у крыльца. Мерещится мне под окном лицо мертвеца. Прогнется дощатый настил, но выдержит дверь. Никто бы к себе не впустил такого теперь. Он умер три ночи назад, почил на кресте. Иконы по дому висят и смотрят со стен. Закрыв занавеску плотней и свечи задув, смеюсь, отвлекая детей от шума в саду. ПЕСОЧНИЦА
«Вспомнишь на даче осу,
Детский чернильный пенал, Или чернику в лесу, Что никогда не сбирал». Осип Мандельштам Не тень цветущего каштана — побеги от скрещенных спичек. Вот этот низенький куличик пусть будет холмик Мандельштама. Какая, в сущности, умора произносить: никто не вечен. Пиковой маковкой увенчан свод жестяного мухомора. Песок рассыпчатый, неловкий, чуть намочить его из лейки. На разноцветные скамейки садятся божие коровки. От песнопений карусели до колокольного разлива. И скорбь воистину красива, чиста, как детское веселье. * * *
Когда не станет смерти никакой —
ни медленной, ни скорой — никакой, щемящий неминуемый покой миры наполнит жизнью никакой — ни медленной, ни скорой — никакой. И мы одни с тобой (рука в руке) пойдем к реке, и будем налегке, и перейдем ту реку налегке — рука в руке — моя в твоей руке спульсирует, как рыба в тростнике. И снова станет жизнь такой, какой была до самой смерти никакой, и снова станет смерть такой, такой, какой была до жизни никакой, какой была и — никакой другой. * * *
Вот и садимся мы за семейный ужин:
я — во главе стола, поскольку являюсь мужем, отцом, основателем, рядом, поджав носы, пристраиваются жена и малолетний сын, вернее, в шелка дорогие наряжена, во главу стола водружает себя молода жена, и мы, затаив дыхание, разинув голодные рты, видим как дробятся прожаренной пищи пласты, еще вернее, оправленный нимбом косым, во главу стола взбирается малолетний сын, жена с ложечкой, а я с тарелочкой, аки птицы небесные, вьемся над деточкой. * * *
«Не убоится верности предавший» —
ввернешь и замолчишь на пару дней, обдумываешь реплику: чем дальше уходишь в речь, тем паузы длинней. «Не убоится пастыря заблудший» — и тишина, хоть колоколом бей, величественна поза, лик: чем глубже суждения, тем выглядишь глупей. «Не убоится вечности убивший» — молчание, по-гамлетовски тих, взволнован, как ребенок, но чем ближе тебе слова, тем непонятней стих. * * *
Ничего, что мне скучно и скучно? И сучно, и ску…
Я в таком состоянии выпить уже не рискну, потому что есть опыт, известны последствия, кои превращают в животное, сам понимаешь, какое. Это возраст, а, может быть, мир пресыщения тем, что когда-то вселяло надежду возвышенных тем, и комменты, как взмахи совсем не спортивной рапиры, и на шее небес очевидны ожоги крапивы. Это возраст и все, что к нему прилагается, вот: почерневшие руки и дьявольски белый живот, что-то вроде семьи, (здесь три точки), не раны героя, а срамные болячки: то язва, то зуд геморроя. Нет, не возраст, скорее усталость, депрессия, страх оказаться ненужным на пару с роялем в кустах. Не обрящет осла никогда не слезающий с пони, но блаженны забытые, ибо никто их не вспомнит. Извини за сентенции, религиозную муть. С детства комплекс величия мне помогает уснуть. Получилось почти, я зевнул, потянулся и снова так зевнул, что могла бы во рту поместиться корова. * * *
Хорошо, если нет никого, обречен аки перст
на руке указующей путь в направлении мест отдаленных весьма, и бредешь без руля, без ветрила, будто выпил в одно нескончаемо грустное рыло. Хорошо, даже очень, вернее, совсем хорошо, так волшебно, что можно заделаться карандашом, рисовать по проспектам, бульварам — пребудет отвага в ожидании сна, как схождения высшего блага. Но о чем я? Пожалуй, о жизни. В уме ли Наум, коли ум у Наума с умом не приходит на ум? Зарываясь по самые смыслы в словесной картечи, устаешь от раздрая и внутренних противоречий. Написал «хорошо», а подумал обратное. Мне если много вокруг есть кого, то и славно вполне. Эко подзавернул! С этой фразой (оценка: пять баллов) гарантировано попадание в списки анналов. Говорят, неписание — золото, впрочем, оно почему-то не в моде подобно немому кино. Артиллерия слов, пара реплик — уже канонада. Плохо все, потому что ни разу не знаю — как надо. 2012-2013 гг.
Дмитрий Артис (литературный псевдоним Дмитрия Краснова-Немарского) — поэт. Родился в 1973 году в г. Королев МО. Окончил Российскую Академию Театрального искусства и Литературный институт им. А. М. Горького. По пьесам поставлены спектакли более чем в двадцати театрах по всей России и ближнему зарубежью. Печатался в периодических изданиях: «Дети Ра», «Зинзивер», «Другие берега», «Современная поэзия», «Российский колокол», «Литературная газета» и др. Книги стихотворений: «Мандариновый сад» (Издательство «Геликон+», 2006 г.), «Ко всему прочему» (Издательство «Русский двор», 2010 г.). Живет в Санкт-Петербурге.
|