Главная страница
Главный редактор
Редакция
Редколлегия
Попечительский совет
Контакты
События
Свежий номер
Книжная серия
Спонсоры
Авторы
Архив
Отклики
Гостевая книга
Торговая точка
Лауреаты журнала
Подписка и распространение




Яндекс.Метрика

 
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
подписаться

Свежий Номер

№ 11 (109), 2013


Рецензии


Владимир Ерошин. «Осень. Дзен вопросов»
М.: «Вест-Консалтинг», 2013

Танкетка — такой жанр, что много написать о ней не то что сложно, а — неправильно. Ведь она и сама маленькая — из двух строчек. Наполненных, разумеется, великим смыслом.
Появилась сравнительно недавно, в 2000‑е (упоминаю и создателя Алексея Верницкого), и к настоящему моменту обзавелась «отрядом» последователей. Есть и журнальные публикации (от «Ариона» до «Детей Ра»), и антологические (например, в «Жанрах и строфах современной поэзии» Евгения Степанова), и книжные — как у Владимира Ерошина, находящегося в авангарде жанра и выпустившего не так давно второй сборник: «Осень. Дзен вопросов». Книжка-танкетка. Книжка танкеток.
Странная книжка.
Начнешь читать — много не осилишь. Однообразно.
Но если отложить и вернуться позже — вполне. Мысли-то встречаются любопытные, а искусство состоит в том, чтобы уложить их в форму, огранить. Следовательно, в танкетке больше ценится мастерство ремесленника — а в совокупности с остротой ума получаются премилые результаты.
Тут есть и философия:

с галеры
в гондолы

И как будто слышится отдаленный крик: «гон**ны!» — все в созвучиях, и то, что послышалось испорченному мне, другому увидится в личностном, например, росте. То есть раб с галер, так сказать, на заслуженном отдыхе по Венеции на гондоле рассекает — на наши, получается, средства. Так и хочется кое-что созвучное воскликнуть!
Дзен вопросов (а вот вам осенняя русская танкетка: «осень/ КДЕЗ вопросов» — актуально!) — идеологическое продолжение дебютной книги автора «Лето. Парк танкеток». Жаль, что автор не добавил во вторую книгу отзывы коллег по перу — в первой они смотрелись уместно, готовя читателей к соприкосновению с жанром. Елена Черникова, например, создала образ автора: «Он выуживает из межбуковья смыслы, как золотые рыбки, и лихо подкручивает им веселые усы». Странно, конечно, подкручивать усы межбуковьем, но интонация понятна — в танкетке важна многослойность, ирония же — свойственна автору. Разве можно после «веселых усов» мрачно читать книгу? Николай Недрин в том же «Лете. Парке танкеток» отмечал: «…в танкетках ЕСТЬ ВСЕ». А маститый Кирилл Анкудинов добавлял, что в книге — панорама жанров, и плюсы, и минусы формы, «удачи и ошибки, тупики, лабиринты и горизонты, кризисы и перспективы».
То же самое и в новой книге плодовитого автора. Она даже больше по объему! А цитировать… Можно, но… можно и увлечься — автор в чем-то схож с Вагричем Бахчаняном: феерия юмора и тонкой наблюдательности в отдельных танкетках, но унылая заторможенность и пустота (вспоминаем Анкудинова) в других. Приведем несколько подряд — читатель сам увидит и те, и другие.

клиника
клин клином

шрам неба
молния

тост в третьем
чтении

кролики
ценный грех

Привел несколько и подумал: все мне нравятся. Вот на других страницах есть и бледнее, а тут — веселые усы автора!
В прошлом году, когда я писал рецензию на дебютную книгу Владимира Ерошина («Зинзивер», № 1 / 2013), я сказал: «танкетка еще не вполне утвердилась на просторах авангардной поэзии, все это допустимо — жанр формируется, танкетки пишутся, и в разносортном разнообразии удается выхватывать отдельные кристаллики. Наиболее удачные — на грани деструкции с конструкцией, каламбура, иронии». Сейчас слова о том, что «жанр формируется» отдают анахронизмом.

Владимир КОРКУНОВ