Главная страница Главный редактор Редакция Редколлегия Попечительский совет Контакты События Свежий номер Книжная серия Спонсоры Авторы Архив Отклики Гостевая книга Торговая точка Лауреаты журнала Подписка и распространение |
Свежий НомерРецензии
Николай Глазков, «Хихимора»,
М., «Время», 2007. Чем хороша книга «Хихимора»? Она впервые достаточно полно показывает разного Глазкова, а он был не только великим мастером иронической поэзии, он был и поэтом-пророком, и поэтом-заумником.
Вот, например, стихотворение АВСТРАЛИЙСКАЯ ПЛЯСОВАЯ Пряч. Пруч. Прич. Проч.
Пяч. Печ. Пуч. Охгоэхоэхаха… Фиолетовая дрянь. 1939 Известно, что Глазков практически точно предсказал дату окончания Великой Отечественной войны. А вот стихотворение, показывающее, что уже в 1939 году у него не было и никаких политических иллюзий.
Вел нас лес вниз.
Щупали ногу воду. Иногда идешь в коммунизм, А приходишь в болото. 1939 В двух-четырех строках Глазкову удавалось сказать то, о чем иные романисты пишут в огромных томах.
И эта не та,
И та не эта. А надо? Ну да. И нету. И, конечно, Глазков филигранно, мастерски использовал иронию как поэтический прием. Ирония Глазкова с горчинкой, это смех сквозь слезы, недаром он писал, что «нужно очень быть умным/ чтоб сыграть дурака».
Вот характерное стихотворение из цикла ЛИРЬ. 1
Жила на свете женщина, Ей было двадцать лет, Была она уже жена, А может быть, и нет. Приехала на форде, Явилась в кабинет, А муж ее на фронте, А может быть, и нет. Разделась и оделась, Глядит туды-сюды, Вдруг очень захотелось Ей прыгнуть с высоты. Устроен испокону Веков так белый свет, Что прыгнула с балкона, А может быть, и нет. Так написал банальные Стихи один поэт, Должно быть, гениальные, А может быть, и нет. Стихи, конечно, очень хорошие. Особенно для советской эпохи.
Евгений СТЕПАНОВ
Денис Новиков, «Виза»,
М., «Воймега», 2007. Помню Дениса Новикова двадцатилетним худым юношей в свитере. В 1988 году нас познакомил в редакции «Огонька» Олег Хлебников, который всячески опекал Дениса.
Скромный, отзывчивый, немногословный парень. Он почему-то тянулся к старшим — Айзенбергу, Кибирову, которых был, на мой взгляд, намного одареннее. О нем заботился Евтушенко. О нем писал Бродский. Судьба у Новикова сложилась драматически, но распространенно для поэтов. Неприкаянность, самоизгнание, жизнь за границей, загадочная смерть в классические 37 лет. Это внешняя канва. Внутренняя жизнь — поэзия. Стихи Новикова — стихи московского рафинированного интеллигента, соприкоснувшегося с жизнью на переломе эпох. Когда эмигрантами стали все — даже те, кто не уезжал из страны. Изменилась сама страна, вплоть до названия. «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые». Вот эту роковую эпоху — через себя — и выразил талантливый Денис Новиков. Давай молчать с тобой на равных,
Коль кругозор утратил смысл. Нет ран, и соли нет на ранах. Дождь голубей с балкона смыл. Нет денег. В сотый раз обшарил Карманы куртки — денег нет. И, судя по всему, не шарик Земля, а колющий предмет. Или так:
Жизнь прошла, понимаешь, Марина,
Мне не стыдно такое сказать. Ну не вся, ну почти половина. А вот еще:
Все слова, что я знал, — я уже произнес.
Итак, все слова произнесены. Жизнь прошла. И это было зафиксировано в слове. Сначала — в слове.
Был ли Новиков мастером стиха? Был. Но свое мастерство не выпячивал. Его как бы не видно. Рифмы зачастую употреблял нарочито простые. Ну право, о каких рифмах может идти речь, когда земля уходит из-под ног. Евгений СТЕПАНОВ
Ия Эско, «На другой стороне дня»,
М., «Вест-Консалтинг», 2007. В простых, казалось бы незатейливых стихах Ии Эско столько нежности, чистоты и одухотворенности, что понимаешь: версификационные изыски ей не нужны. Это поэзия моментального снимка. Фотография как стихи. Стихи как фотография.
* * *
а звезды падают прямо на рельсы пустая платформа мартовский вечер 10.1Х.03. Серпухов Шары деревьев Улицы-аллеи Под зноем Купола белеют 26.V.03. Иногда Ия Эско и совсем немногословна — стихотворение может состоять из одной строчки, например, электричка в лето, или осени тертая медь.
Но и в таких «крохотках» автору удается передать настроение, обратить внимание читателя на то, что кажется на первый взгляд очевидным. Поэзия — всюду, — как бы говорит поэтесса. И ей веришь. Сергей СМИРНОВ
Аркадий Штыпель, Стихи для голоса: Вторая книга.
М.: АРГО-РИСК; Книжное обозрение. Книжный проект журнала «Воздух», вып. 25., 2007. Это стихи, на мой взгляд, не только для голоса, как заявлено в названии, но и для чтения. Стихи неожиданные, звучные, игровые, скоморошинные.
Нам с тобой винца да брынзы б.
В нашей смиренной волости у того, кто прет на прынцып, ни стыда, ни совести. Ежли ж, едрена птица, шибко возомнитца — рыцарь-шмыцарь-ламцадрыцарь, пожалте-ка брытца! Поэзия Штыпеля построена на видимых и невидимых противоречиях (он, безусловно, наследует традициям замечательного поэта Василия Казанцева), теза переходит в антитезу, сказав «да», поэт тут же говорит «нет», и наоборот. Все как в жизни.
но этого больше не будет
ни с кем никогда и нигде нет-нет это будет, будет со всяким всегда и везде Евгений СТЕПАНОВ
Алексей Караковский, «Вспомни что-нибудь»,
М., «Вест-Консалтинг», 2007. Алексей Караковский — тридцатилетний поэт, организатор литературного процесса, знаковая фигура своего поколения. Совершенно прав автор предисловия к книге Кирилл Ковальджи, когда пишет: «Читая поэтические тексты Алексея Караковского, ловлю себя на мысли, что он чутко выражает современный менталитет: он художественно воплощает (причем вполне органично!) клиповое сознание, я бы сказал — многоканальное мировосприятие».
В этой книге нет рифмованных стихов, рифмы спрятаны в глубине строфы. Это быстрые стихи, написанные слету, сразу, без поправок. Стихи как переливчатая мозаика времени (не случайно, кстати, книга проиллюстрирована замечательными поэтическими фотографиями супруги поэта Натальи Караковской). Б/У
Когда в нашем городе зажигаются все экраны, и вечерняя иллюминация светит так ярко, что даже автомобили похожи на испуганных детей, жизнь поневоле кажется пресной. Ты словно лишаешься права на что-то незначительное, что может оказаться главным в тот день, когда снаружи погаснет весь свет, и аварийное освещение окрасит красным помойку, в которой, собственно говоря, ты и жил все эти годы. Жизнь без любви похожа на секонд-хэнд, купленный не тобой и найденный в дальнем углу антресолей после твоей смерти. Совершенно очевидно влияние на стиль Караковского рок-культуры (недаром поэт многие годы руководил рок-группой, писал и пишет песни).
YOU MAKE ME REAL
Мне часто снится шествие печальных животных, чьи темные глаза выразительней, чем у детей и женщин. Недоваренный рис раскладывается по тарелкам, мы садимся за длинный стол, но трапезы не будет. Они заглядывают в душу и многозначительно молчат. Наверное, я никогда не смогу им объяснить, где я был столько лет, в самые трудные дни их бесприютной жизни. Марина уходит от Димы. Дима уходит в армию. Их дочь уходит из дома. Кто-то из них уходит в монастырь, и время — время тоже уходит. Наша тихая Родина так велика, что этот дождь всегда найдет себе пристанище на ее овдовевшем лице, изрытом морщинами и окопами. Мы вытрем капли крови и отправимся дальше, к месту нашего окончательного умиротворения, если, конечно, нас не задержат неотложные дела и условия продленных трудовых договоров. Сережа любит Катю. Катя любит финики и кино. Их сосед ежедневно любит свою жену — какая, к черту, может быть звукоизоляция в нашем насквозь дырявом мире?.. Чет, нечет, не все ли равно, когда в дело вступают обворожительные звезды телеэкрана, делающие всегда правильный выбор? В подсознании я потребляю столько зубной пасты, что места для мозгов уже не остается, раздражение накапливается, и новые семь строчек становятся для меня тем же, что и предыдущие пять. Исмаил ухаживает за Варварой, Варвара ухаживает за спатифилумом, они вместе хаживают в бильярд, и родители Вари не против мусульман, если они не чеченцы, не вахабиты и не паршивые ублюдки. Настало время постмодернистских выкидышей, когда не веришь мельчайшим проявлениям невинности. «Хочу семью, детей и счастья» — «А зачем?..». Конечно, все не так плохо — но как об этом не думать, когда каждую осень воздух горчит одиночеством? Не забудь поменять «квадратные» кавычки на «фигурные» в демонстрационной версии своей любви. Таня хочет Таню. Ваня хочет Ваню. Зрители хотят реалити-шоу и биг-мак на ужин. Животные сходят с ума и тоскливо умирают здесь же, в прямом эфире. Мне важно в стихах Караковского не сиюминутные приметы эпохи — разные реалити-шоу и биг-маки. Мне важно, что он запечатлевает дух времени, его неуловимый тягучий ритм. Действительно тягучий, не такой, какой был еще десять лет назад.
Фёдор МАЛЬЦЕВ
|