Главная страница Главный редактор Редакция Редколлегия Попечительский совет Контакты События Свежий номер Книжная серия Спонсоры Авторы Архив Отклики Гостевая книга Торговая точка Лауреаты журнала Подписка и распространение |
Свежий НомерВедущий — Павел ЩЕРБАКОВ
ОБОЗРЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЖУРНАЛОВ
В журнале «Новый мир» 8/2024 была напечатана подборка стихотворений поэта Степана Султанова «В радиоактивном свете дня».
В «постапокалиптических», почти безжизненных и ледяных стихах Степана Султанова царит сложная и величественная музыка: Здесь была сквозная анфилада,
Здесь был Бельведерский Аполлон И непобедимая Паллада В череде дорических колонн, Опирающихся на фундамент Смолотых, спрессованных веков, И переосмысленных в орнамент, В листья из кладбищенских венков. Ретардации поэтической речи в данной подборке, а, следовательно, и ее большей величавости, способствует множество довольно длинных и относительно тяжеловесных слов: упорядоченных, меланхоличной, апокалиптическом, апоплексическом, умозаключений и т.п. Во многом благодаря этим же словам и выстраивается сложный ритмический рисунок стихотворений.
Хочется выделить особо сильные строки, те, в которых отстраненный пафос доходит до своего энергетического предела: Вздрагивает пламя на изломе
Плит, эпох, подорванных опор, И встает в очередном проломе Человек, застреленный в упор. Стихотворения Степана Султанова уникальны, в них нет лирического героя в привычном нам понимании, в роли этого героя выступает сам холод. Лицо поэта растворено в этом мертвом космосе, но авторская интонация говорит нам о том, что это настоящая лирика.
В каждом стихотворении этой весьма целостной подборки автор касается гибели, пустоты, распада, полного мирового опустошения: * * *
В листья из кладбищенских венков * * * Тут же низведенных до распада. * * * Этих погибающих растений * * * Видно, как нисходит и восходит Сор и пыль в космической золе. Больше ничего не происходит На земле. * * * (В желтом небе больше никого) Подборку пронизывает образ пламени: * * * Остро ощущается предметность Этого холодного огня * * * В апокалиптическом огне * * * Вздрагивает пламя на изломе * * * …в адском пламени заката На мой взгляд, стихотворения Степана Султанова очень интересны, в них заключены сильная внутренняя гармония, красота и подлинность. Чувствуется аскетичное и трепетное отношение автора к каждому слову. Чего в них нет — так это простых и теплых человеческих чувств, но на таком метафизическом морозе превалировать может только одно чувство — чувство беспросветного одиночества.
В «Знамени» 8/2024 вышло новое стихотворение Сергея Гандлевского. На фоне многих опубликованных за последнее время авторов уровень стихового говорения Сергея Гандлевского положительно выделяется, а потому игнорировать его нельзя. Наибольшей выразительности поэт достигает в первом катрене: Телефон надрывался, я с места срывался
и летел на другой край Москвы. Там веселый народ собирался — все они на сегодня мертвы. Самая сильная и звучная строка — все они на сегодня мертвы.
Одна из самых распространенных опасностей при почти абсолютно свободном владении стиховой речью (в рамках возможностей авторского голоса, конечно) — отставание поэтической энергии от этой самой речи. Это, на мой взгляд, в некоторой мере и произошло в остальной части стихотворения Сергея Гандлевского: Месяц май, зелень, диск 33 оборота.
По-английски пижонам охота чернокожей певице подпеть и одобрить классическим жестом «Во дает!» Пой, Махалия Джексон, — юность любит скорбеть. И веселая скорбь во главе восседала стола и немыслимо низкую ноту брала, оглашая дворы городские. Но не больно-то верили те молодые честолюбцы, красавицы, пьянь, что, хотя дело дрянь, но, как в песне поется, и впрямь «Скоро кончатся беды мирские!» Любопытные стихотворения Дмитрия Бобылева были опубликованы в журнале «Дружба Народов» 8/2024.
Во многом эти стихотворения типичны для большой доли современной силлаботоники, их типичность заключается прежде всего в их бесцветности. Стихотворения легкие, но чрезвычайно пустые. Рассматривать их можно как некий образец пустопорожнего, но тем не менее в них имеется некий, пусть и слабый, но звук, который, возможно, и оправдывает их существование. Нравятся первые строки второго стихотворения: Куда деваться в этом декабре?
Промокший двор неделю ждет рассвета. Но есть образы, которые представляются небрежными и не вполне понятными:
В такие дни из окон упадут
Те, кто в пространство за окном поверил. Некоторые из неточных рифм видятся мне откровенно неудачными, в особенности следующие: рассвета – нету, сядешь – пяди, неверный – поверил.
Павел Щербаков — поэт, литературный критик. Родился в 1999 году в Калининградской области. Окончил факультет управления экономики и права РАНХиГС. Студент Литературного института имени А. М. Горького. Печатался в сборнике поэзии и прозы литераторов Калининградской области «Голоса города», в альманахе «Литерра Балтика», журналах «Дети Ра», «Зарубежные записки», в газете «Литературные известия». Лауреат международного литературного конкурса «ЛиТерра БалтиКа».
|