![]() Главная страница Главный редактор Редакция Редколлегия Попечительский совет Контакты События Свежий номер Книжная серия Спонсоры Авторы Архив Отклики Гостевая книга Торговая точка Лауреаты журнала Подписка и распространение |
Свежий НомерШтудииЕвгений СТЕПАНОВ
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР:
ПУТЬ К ПОНИМАНИЮ ВЗРОСЛОЙ ПОЭЗИИ Когда к нам приходит поэзия? Когда мы влюбляемся и начинаем писать стихи? Когда изучаем в школе русскую классику? Нет, значительно раньше. Поэзия приходит к нам с рождения, с колыбельной материнской песни, с самого раннего детства. Более того, усиленная филологическая подготовка у детей начинается на подсознательном уровне. Сама улица (игра) развивает в мальчишках и девчонках чувство народного, поэтического слова. Особенно это касается сельских, деревенских детей. Сельские дети, как правило, не имеют в своем распоряжении ни хоккейных коробочек, ни теннисных кортов, ни бассейнов, но зато они чаще играют в народные игры, такие, как жмурки, прятки, лапта, штандар... А все эти игры требуют хорошего знания различных считалок, загадок, дразнилок. Как говорится, «голь на выдумку хитра!»
Работая в 80-е годы учителем и воспитателем группы продленного дня в Тамбовской области (село Верхнеспасское), я записывал разнообразные образцы детского фольклора, которые использовали в играх мои ученики. Получилась большая коллекция. Когда ребята начинают играть, скажем, в жмурки, то для того чтобы определить водящего, чаще всего можно слышать следующую считалку: Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять. Царь велел меня повесить, А царица не дала. И повесила царя. Царь висел, висел, висел И в помойку улетел. А в помойке крыса Родила Бориса. А Борис кричит: «Ура, Позовите доктора». [1] Перед нами очень распространенный фольклорный жанр — скоморошина, в котором логика сочетается с абсурдом, конкретное с абстрактным, вымысел с реальностью. Нужно сказать, что мы, ребята из московского двора, в свое время тоже пользовались этой считалкой, однако мы знали из нее только одну строфу.
Скоморошина — далеко не простой жанр. Известные теоретики литературы, фольклористы (В. Я. Пропп, Б. Н. Путилов, Л. М. Ивлева) относили скоморошины к эпическому (былинному) жанру, построенному по комическому признаку. Л. М. Ивлева писала: «Скоморошины следует выделить как особый вид песенно-эпического фольклора, основным принципом в художественной структуре которого является комическая заданность, своего рода установка на комизм, — то, что А. Д. Григорьев назвал “намерением рассмешить слушателей ...» [2] То есть, играя, ребята осваивают литературу изнутри, постигают как бы на практике основы фольклорного искусства. Используют сельские дети и другие считалки. Шел баран
По крутым горам. Сорвал травку Положил на лавку. Кто травку возьмет, Тот водить пойдет. [3] Ребята из села Верхнеспасское чаще произносят не водить, а вадить. Это диалектное произношение. Оно, кстати говоря, позволяет не нарушать в последних двух строках стихотворный метр.
Популярна и такая считалка: Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть. Вдруг сорока прилетела И тебе водить велела. [4] Приведу еще несколько примеров:
* * *
Тара, тара, тара, ра, Вышли в поле трактора. Будем сеять, боронить, Все равно тебе водить. [5] * * * Шел крокодил, Трубку курил. Трубка упала И написала: «Шишел, мышел, Дернул, вышел». [6] * * * На золотом крыльце сидели Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты будешь такой? [7] Нередки считалки с заумным зачином:
Лады, мады,
Неси воды. Отраву пить, Тебе водить. [8] Зачастую одни и те же считали употребляют и сельские, и городские дети. Например, такие:
Шла машина темным лесом
За каким-то интересом. Инти, инти, интерес, Выходи на букву «С». [9] * * * Вышел месяц из тумана, Вынул ножик из кармана. Буду резать, буду бить, Все равно тебе водить. [10] Очень любят сельские школьники задавать друг другу загадки. И знают их великое множество.
* * *
Сам в море, А хвост на заборе? (Половник). [11] * * * Сидели на лавочке Две Клавочки, Делили булавочки. «Тебе, Клавочка, булавочка, И мне, Клавочке, булавочка». И вышло каждой Клавочке По три булавочки. Сколько у Клавочек булавочек? [12] (Эта загадка, содержащая в себе ответ, рассчитана на самых маленьких.)
* * *
Полон клевец белых овец? (Зубы). [13] Кстати говоря, эта загадка помещена в «тамбовском» разделе хрестоматии «Малые жанры русского фольклора», выпущенной в 1986-м году московским издательством «Высшая школа».
Характерно, что детских частушек сельские мальчишки и девчонки знают гораздо меньше, чем считалок, которые им просто необходимы в повседневной жизни. Впрочем, ребята и частушек знают достаточно. Они в основном навеяны их учебой в школе и начинаются, как правило, со следующего зачина: «Подружка моя, как тебе не стыдно». * * *
Подружка моя, как тебе не стыдно, На уроке булку ела, думаешь, не видно? [14] * * * Подружка моя, что тебе за дело? Я разочек укусила, больше не хотела! [15] Это замечательно, что ребята с раннего детства непроизвольно, в игре осваивают большое искусство, а именно — детский фольклор.
Поэзия — не только занятие для эстетов, это жизненная необходимость для всей нации. Дети это подтверждают со всей очевидностью. 1986 — 2011
Литература:
[1] Записано автором в 1986 году в селе Верхнеспасское Тамбовской области. [2] Цитата из автореферата кандидатской диссертации: Ковпик Василий Александрович. Стилевые особенности скоморошин (К проблеме жанрового определения): Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.09: Москва, 2004 175 c. РГБ ОД, 61:04-10/1692, URL: http//www.lib.ua-ru.net [3] Записано автором в 1986 году в селе Верхнеспасское Тамбовской области. [4] Там же. [5] Там же. [6] Там же. [7] Там же. [8] Там же. [9] Там же. [10] Там же. [11] Там же. [12] Там же. [13] Там же. [14] Там же. [15] Там же. Евгений Степанов — литератор, издатель. Президент Союза писателей XXI века. Автор многих книг и публикаций. Живет в Москве.
|