![]() Главная страница Главный редактор Редакция Редколлегия Попечительский совет Контакты События Свежий номер Книжная серия Спонсоры Авторы Архив Отклики Гостевая книга Торговая точка Лауреаты журнала Подписка и распространение |
Свежий НомерСергей БИРЮКОВ
КАРПЕНТЬЕР, ИЛИ ПРЕВРАТНОСТИ МЕТОДА
ВСТУПЛЕНИЕ Кто скажет, кто начнет,
как пастушок сыграет на травинке, а выйдет флейта и фагот — «Весна священная» — Стравинский. Страна любой величины мала для музыки и танца, когда в предчувствии весны распахивается пространство. И откликается на звук вчерашняя периферия, как будто размыкает круг, круг унижений и разлук, Идея-Истина-Мария… I
В пути
находим путь в песке — дорогу. На языке живом учился слогу. Дрожала ртуть. Как будто крошки табака в кармане, вот столько оставлено надежды нам, бредущим без дороги по волнам. II
… но если врет компас,
минуты сочтены. И это невозможно сочинить. III
Просто, как жизнь пересказать,
изобрести велосипед, открыть теорию относительности, написать «Войну и мир», «Гернику», сразиться с быком или сказать, что 2 × 2 = 4. Из необходимости или бедности, гениальной необходимости — величие человека, у которого болят зубы и не осталось почти шерсти, у которого сердце сжимается вот так… IV
И море так шумит,
и лес, так падает волна и обнимает берег. И дождь польет с небес, и вспенит чувства зверя. Неужто мы зависим… V
Натурализм, по сути дела, лишь пышное
название одного дефекта: отсутствия воображения. Хосе Марти На этой улице
в этом доме да я проходил этой дорогой от подножия к вершине тропой Дон Кихота. Здесь мышцы памяти напряглись. Инстинкт велит ходить распрямившись, а не ползать вечно на четвереньках. Любой остров может вырасти в седьмую часть света по закону воображения. VI
Из пламени и вод сотворена
основа острова и небосвода. Так вот чего боится Сатана, того, что величается Свобода. А вам чего бояться, господа? Хосе Марти — великого рапсода, который имя произнес Свобода, и вызрела кубинская звезда, изгнанников во мраке озарила, и вновь поэзия заговорила, молчанием дотоль угнетена. Кубинская карибская волна, кубинская явленная звезда… VII
Исключена и сдвинута,
и невозможна как будто… …и совсем не о том говорят… …вот цветок, называется незабудка… Вот человек — меж континентами распят… VIII
Так начинался Карпентьер
в эпоху взлета и паденья вер, так он влюблялся в русские сезоны, так грезил музыкой и предвещал восход. И музыка вбирала боль и стоны, что океан осиливали вброд. На карнавале нищеты и бед, на пристанях и на бульварах тусклых — Изгнанник, он лепил из мрака свет руками сильными Искусства. ОТ АВТОРА
Недавно, перебирая чудом сохранившиеся бумаги, обнаружил эту композицию, написанную под впечатлением от романов кубинского писателя Алехо Карпентьера и увлечением латиноамериканской прозой и поэзией. Роман Карпентьера «Превратности метода» в переводе на русский вышел в 1987 году, композиция была написана, вероятно, в начале 1988 года. Фрагменты были напечатаны в журнале «Куба», который выходил в Москве. Но вся композиция осталась в машинописи. Сейчас мне показалось возможным вернуться к этому тексту — как свидетельству интереса тех лет к магическому реализму, к процессам, которые происходили в Латинской Америке, к увлеченности особенно кубинской тематикой. Интересно также, что Карпентьер имел русско-французское происхождение (отдаленное родство с русским поэтом Константином Бальмонтом), но состоялся как кубинский писатель. Он был также знатоком и ценителем музыки, и один из его романов назван именем знаменитого балета Игоря Стравинского «Весна священная».
Июнь 2023
Сергей Бирюков Сергей Бирюков — поэт, филолог, культуролог, саунд-поэт, перформер, исследователь и теоретик русского авангарда. Лауреат Международного литературного конкурса в Берлине, Второй берлинской лирикспартакиады, Международной литературной премии имени А. Кручёных, дипломант поэтического конкурса имени М. Волошина, лауреат премии «Писатель XXI века». Основатель и президент Академии Зауми. Кандидат филологических наук, доктор культурологии, член Русского ПЕН-центра и Союза писателей XXI века. Живет и работает в ФРГ.
|