![]() Главная страница Главный редактор Редакция Редколлегия Попечительский совет Контакты События Свежий номер Книжная серия Спонсоры Авторы Архив Отклики Гостевая книга Торговая точка Лауреаты журнала Подписка и распространение |
Свежий НомерЕвгения ДОБРОВА
ОКНО НАД МОРЕМ
* * * Первые турецкие слова
записала я год назад в тетрадку, это были слова «да» и «нет» и фамилия того, под чью диктовку. С этих пор начался год с мусульманами. Отец, отложив настольную «Историю ислама», увесистый том, из тех, что под попу в детстве за пианино, снял с верхней полки пять серьезных учебников по специальности «востоковедение». Потом я варила супы с именами невест, расплетала аффиксы, смотрела с балкона на линии в небе, на море почти под окном, училась хитрости и спокойствию бетонной стены, покупала наряды, разводила йогурт до айрана, а ракию до тумана, зачем мне вставили в жизнь этот год, неизвестно, спасибо, однако, за аффиксы и за супы. ФЛАГИ
Год турецких супов
прошел лучше, чем год польского холода в доме с высоким потолком, окна в окна со стареющей женщиной, было видно ее рыжую взбитую макушку. Год халвы и лукума прошел лучше года бигоса и жура в «Пшеконски-законски», которые вскоре закрыли. Пили ли мы там с Беловым, лили ли пиво на скатерть? Да. Плескали не расплескали. Сколько там было выпито, добрых фляков съедено сколько, а потом я тащилась домой, в свои белые стены, пьяная падала спать, одинокая. Праздничных флагов плеск Дождем посечен. С турками вина лились веселее, сверкали в бокале. Серп спустился с небес, поет с минарета, зовет праздничных флагов плеск. Ночью, в постели, лежу между красно-белыми флагами, как фарш в пирожке, вот что мне снится. * * *
Ну что сказать. Вот я в Стамбуле.
Вот я подкручиваю «р» последнюю. Тархана булькает на газовой плите, харон возле ютуба, эфес и туборг ночью из ларька в обход запретов Эрдогана. Танжу Окан. И будто я на «Валери», но я уж уплыла далече: Кагытханы, крутая горка за окном. Ночами холодно, но в воздухе полно... не будем говорить восторга, скажем: приближается весна. ЖАКАРАНДА
Море наглаживает парапет.
В воде стоит рыба под фонарями, можно ловить сачком, но никто не ловит. Запах цветущих лип, жасмина, петунии. Был слышен уже за четверть мили от берега. На эспланаде гуще, слаще — облепил. Вот знакомая жакаранда, ствол без листьев, лишь фиолетовые соцветия брызжут во все стороны с веток Бенгальским огнем. Сиреневый майский салют так неистово разбегается по ветвям, что листья этим цветкам и впрямь не нужны. Чрезмерность победила равномерность. Напалм красоты. СТУЛЬЯ НАД ВОДОЙ
Ночевка на рейде
в бухте Палеокастрица. Полная луна, на палубу легли тени от складных стульев, распластались, скрестились крестовинами перекладин, удлиняя ножки, отчего стулья стали еще изящнее и грациознее. Два простых деревянных реечных стула на пепельном серебре палубы, рисунком половиц напоминающей рубашечную ткань джессато. На палубе никого. Стулья развернуты к морю и пусты. Тени ложатся им под ноги, ритм реек растягивается, тени стремятся за борт и пропадают в дышащей темной воде. Ветер колышет забытое полотенце. Вдалеке горы. Луна лакирует черный панцирь моря, покачиваются мачты, на них зажгли огни, поет сверчок. И — тени стульев, всего лишь тени от стульев на тиковой палубе, длинные и крадущиеся, отброшенные в полнолуние в маленькой бухте, известной своими утесами и ледяной изумрудной водой. Эти тени — просто точка во вселенной, миг легкой и редкой красоты, которую высветила внезапно луна и оттенило море. ЯЛЫ
Мы плыли в Юскюдар
на прогулочном катере с экскурсоводом Ильханом, он показывал особняки с высокими окнами, что на Босфор выходят узкой грудью, куда их бьет волна, а то и русский танкер протаранит. — Миллиарды стоят они, потому как граница двух континентов. Довольно скромно для такой цены. Едва ли там золотые потолки — скорее выглядят, как старые профессорские дачи. Один за другим Проплывали они, розово-терракотовые и темно-зеленые, с закрытыми ставнями, в какой-то дреме. Что там внутри? Какие лестницы, скрипучие от влаги? Постели с балдахинами, полы и люстры? И на перилах деревянные шары? Хрустальные лукумницы в буфете? Когда-нибудь, подумалось, войду в такой вот дом. Когда, зачем — бог весть. По воле промысла. И распахну окно над морем. _____________________________________________________ Евгения Доброва — поэт, прозаик. Окончила Литературный институт им. А. М. Горького (семинар поэзии Т. Бек и С. Чупринина). Публиковалась в журналах «Новый мир», «Дружба народов», «Нева», «Урал» и др., газетах «Книжное обозрение», «НГ-Ex libris», «Литературная газета». Автор книг поэзии и прозы. Дважды стипендиат Министерства культуры России. Стипендиат министра культуры и национального наследия Польши по программе Gaude Polonia. Член Союза писателей Москвы. |