Главная страница Главный редактор Редакция Редколлегия Попечительский совет Контакты События Свежий номер Книжная серия Спонсоры Авторы Архив Отклики Гостевая книга Торговая точка Лауреаты журнала Подписка и распространение |
Свежий НомерПрокошин В. И., «Тяжелей чернозема»
Стихи/ Составление и послесловие А. Ю. Коровина М: ArsisBooks, 2019 Там, где старая форма, не возникает (как правило) новое поэтическое содержание.
Мир заполнен стихами, похожими друг на друга, точно инкубаторские цыплята. Это касается и современных традиционалистов, и современных авангардистов (которые топчутся на задах русского футуризма). Стагнация бывает не только в экономике, стагнация бывает и в литературе. Но все-таки поэзия существует, и как говорил Маяковский, ни в зуб ногой. Что же делает стихи поэзией, если и строфика, и метрика, и рифмы традиционные? Универсального ответа на этот вопрос нет и быть не может, как нет и универсальной дефиниции, что такое поэзия. Я думаю, что основной маркер поэзии — это метафора, спрятанный в метафоре обнаженный и трагический нерв времени. В этом смысле показательна книга Валерия Прокошина, которая вышла уже после ухода из жизни выдающегося поэта. Прокошин — мастер метафорического нарратива. Мастер, который сумел соединить несоединимое — суровую прозу и высокую поэзию — в железном каркасе стихотворной строки. * * *
Мне холодно с тобой, но больше — одиноко, Во тьме не разглядеть: куда теперь грести, Где Бога снежный след, а где безумье Блока? И некому сказать последнее прости. Я не люблю страну, где Родина — в придачу, И где в угоду всем я то и дело лгу. Мне ничего не жаль, и я почти не плачу, Вдевая нежный март в апрельскую иглу. Я знаю: все пройдет, лишь выползет наружу, По вспаханному полю очерчивая круг, Нездешняя печаль. И растревожит душу Крик поезда вдали, сбежавшего на юг. Отсюда уезжать — какой корысти ради, Сжимая чернозем в отравленной горсти? В Венеции — чума, блокада — в Ленинграде, И Бог глядит в глаза — и глаз не отвести. Поэт рассказывает о жизни, о себе, о стране, но делает это как поэт — используя метафору как основной атрибут своей поэтической речи. И метафора у него не самоцель, не ребус, а выразительная деталь, делающая рассказ максимально понятным читателю.
Я не люблю страну, где Родина — в придачу,/ И где в угоду всем я то и дело лгу./ Мне ничего не жаль, и я почти не плачу,/ Вдевая нежный март в апрельскую иглу. Поэзия здесь — последняя строчка строфы. Именно она цементирует стихотворение и делает рифмованный рассказ поэзией высокой пробы. И подобных стихотворений в книге много. Отдельный разговор — поэма «Выпускной-77», о которой мне приходилось писать много раз и которая была опубликована в журнале «Дети Ра». Эта поэма построена как большая и единая развернутая метафора. Суть этой поэмы-метафоры (думаю, уместен и такой окказиональный термин), о которой уже много написано, заключается в том, что автор рассказывает о судьбах выпускников одного класса обычной провинциальной школы. И эти трагические судьбы (один спился, второй повесился, третья умерла от малокровия и т. п.) вырастают в одну страшную, гибельную суицидальную метафору, говорящую о современной (нестоличной) России больше, чем любые статистические отчеты. Развернутая метафора в поэме Прокошина существует не ради самой себя, а выполняет важную смыслообразующую, выразительную суггестивную роль, становится образом, еще точнее — аллегорией. То есть опять рассказ, но который имеет метафорическую основу. Вот это соединение стилей и стало основой идиостиля выдающегося поэта, бывшего — при жизни! — постоянным автором нашего журнала. Евгений СТЕПАНОВ
|