Главная страница
Главный редактор
Редакция
Редколлегия
Попечительский совет
Контакты
События
Свежий номер
Книжная серия
Спонсоры
Авторы
Архив
Отклики
Гостевая книга
Торговая точка
Лауреаты журнала
Подписка и распространение




Яндекс.Метрика
 
подписаться

Свежий Номер

№ 3 (77), 2011


Дневник


Евгений СТЕПАНОВ



ЯНВАРЬ 2011
 
Война

Очередной террористический акт. Теперь в аэропорту Домодедово.
Много уже по этому поводу написано.
Много обвинений предъявлено и политическим властям, и правоохранительным органам, и т. д.
Не хочется повторяться. Ясно, что система прогнила снизу доверху. Коррупция повсюду. Государство беспомощно. Оно не может выполнить свою главную функцию — защитить своих граждан.
Провальны внешняя политика, внутренняя, миграционная, информационная, культурная. Государство работает плохо. Граждане работают плохо. Не налажен на должном уровне межконфессиональный диалог.
Но сейчас речь даже не об этом. Многие годы я твержу об одном и том же: в стране идет война. Война! Это не частные случаи терроризма, а масштабная война. А мы делаем вид, что ее нет. Что завтра, авось, пронесет.
Принимать нужно решительные меры. И жить надо по законам военного времени. С одной простой целью — спасти неповинных людей, сохранить народ и целостность страны.



Война

Проклинаем террористов-смертников.
Да, они преступники и причинили много горя людям.
Это с нашей точки зрения.
А с точки зрения противоборствующей стороны, они герои. Они воюют и убивают — с их точки зрения — врагов. Родственников врагов, детей врагов, матерей врагов.
Единомышленники их прославляют, как во время Великой Отечественной войны мы прославляли партизан. Во время войны был популярен лозунг — «Убей немца!» Не солдата фашистской армии, а просто немца!
…Пресечь терроризм очень сложно. Нужно понять его причины. Понять причины и постепенно искоренять их.
Не кричать на каждом углу, что преступников «будем мочить в сортире», а вести диалог с противоборствующей стороной, изменять социально-экономические условия в стране. Тогда что-то изменится. А пока «мочат» только нас. Путин говорит по ТВ, что с террористами во всем мире не ведут переговоров. Это не так. Переговоры ведут (вспомним хотя бы диалог Черномырдина с Басаевым!). Более того, идут ради жизни людей на всяческие уступки преступникам.
Но речь-то сейчас даже не о диалоге с исполнителями-смертниками (тут говорить уже поздно!), нужно понять позицию организаторов войны, нужно хотя бы узнать, что это за враг, проинформировать общество о нем, дать разъяснения, как людям жить в условиях войны, провести соответствующие учения, а не трендеть общие слова и не делать народ пушечным мясом.



Война

После каждого теракта в метро появляются дополнительные милиционеры с собаками.
Ровно через месяц они исчезают.
Потом опять раздаются взрывы.
И опять на месяц появляются милиционеры с собаками.
Непостижимая страна.



Война

Когда мы бомбили чеченские аулы, мы там бомбили только боевиков? Или мирных жителей тоже не жалели?
Насилие рождает только насилие.



Война

В воскресенье, 30.01.2011, по государственному телеканалу «Россия» показали специальный репортаж Аркадия Мамонтова о взрыве в Домодедово. Там бардак, конечно, полный. Журналисты провели эксперимент: положили в рюкзак предмет, напоминающий взрывное устройство (муляж) и провезли в аэропорт. Их не остановил никто. Как такое возможно?
Как такое возможно показывать? Зачем? Чтобы сеять панику? Это нужно показывать не простым гражданам, которые и так уже запуганы до смерти, а властям, спецслужбам!



Венедиктов

Главный редактор «Эха» А. Венедиктов в очередной раз удивил.
Он выступает за то, чтобы не платить стипендию студентам.
— А с какой стати? — возмущается он (кстати, педагог по образованию!)
Платить стипендию, конечно, надо. Более того, надо значительно повышать стипендию. Студент должен учиться, а не работать. Только тогда вырастут настоящие специалисты.



Бирюков. Милорава

Почти каждый день выходят мои журналы или газеты (их у меня уже более десяти). Почти каждый день кто-то из авторов размещает в ЖЖ свою публикацию, обнародованную в моих изданиях. Никакие другие публикации авторов, как правило, не интересуют. Однообразный эгоцентризм авторов понятен и привычен. Я тут не удивляюсь. Я удивляюсь другим людям, моим друзьям — Сергею Бирюкову и Юрию Милорава. Вот они каждый раз присылают по электронной почте разбор того или иного номера, пишут — что понравилось, что не понравилось. Советуют, как улучшить журнал. Два увлеченных не только собой человека на весь русскоязычный литературный мир. Два великих человека. Два моих друга.
Если честно, мне больше не надо.



Твардовский. Астафьев

В выходные (28.01.2011 —30.01.2011) читал «Новомирский дневник» А. Т. Твардовского и «Прокляты и убиты» В. П. Астафьева.
Эпохальные и жутковатые книги, очень много говорящие о русском человеке.
Буду о них писать.



Болезнь

Человек иногда должен болеть. Больной человек спокойнее, одухотвореннее, добрее. У него нет сил быть злым.
Я болею очень редко. Когда болею, становлюсь лучше.



«Семь стариков и одна девушка»

Опять смотрел этот гениальный, вечный фильм, чем-то напоминающий легкие французские комедии.
Никуда из этого фильма не хочется уходить.



Профессия

Моя профессия — издатель. Эта профессия отчасти напоминает профессию психиатра. Все-таки авторы — люди неспокойные.
Мне кажется, что я тоже отчасти работаю психиатром. Люди хотят не просто выпустить книги, напечататься в моих журналах или газетах, они хотят, чтобы их послушали, поговорили с ними.
Мне моя профессия нравится. Есть одно но — я непрофессиональный психиатр. Так сказать, самоучка. Знаний не хватает. А иногда приходится иметь дело с очень сложным контингентом.



Танкетка

полный вперед
худой назад



Наив

«— Только вас мне здесь не хватало!
— Правда?!»

 («Семь стариков и одна девушка»)



Власть, пресса и революционная ситуация

Я телевизор смотрю редко. Слушаю радио. Мне кажется, я специалист по радио. Могу ответственно заявить: по сути, в стране единственный профессиональный информационный канал — «Эхо Москвы». Конкурентов у него нет. И вот этот единственный информационный канал с утра до ночи говорит о том, что правительство у нас плохое, Путин ужасен и т. д. То есть это как бы антиправительственный, антипутинский информационный канал. При этом финансируется он ГАЗПРОМом. Более того, и принадлежит он ГАЗПРОМу. А ГАЗПРОМ, в свою очередь, как известно, принадлежит (хотя бы отчасти) государству. Парадокс? Нет, не парадокс. А дьявольски-изощренная игра и правительства, и журналистов, которые принимают участие в этой игре. Сурков и журналисты-оппозиционеры работают, на мой субъективный взгляд, на одну сверхзадачу. Они работают на власть. Кстати, образ жизни у представителей власти и представителей оппозиционной журналистики во многом схож. Частые вояжи за границу, постоянные звездные тусовки и т.д. Все как надо. То есть власть и журналисты-опозиционеры, по сути, едины. Один из основных законов PR заключается в следующем: нужно сделать так, чтобы о тебе говорили. И неважно — что. Хорошее или плохое. Важно — быть на слуху.
Что говорят по «Эху» о Путине? Что он пахан (Фатеева), что он и его дружки из пресловутого кооператива «Озеро» — коррупционеры (Троицкий), что он плохо играет на пианино — «тычет одним пальчиком» (Альбац), что он своих не сдает, даже проворовавшихся (Ганапольский) и т. д. Цитирую, возможно, не точно, на память, но за смысл ручаюсь.
Пахан… Ну, это просто в нашей стране комплимент. Коррупционер… Значит, ловкий богач. А ловких богачей в России признают и даже подобострастно мечтают с ними подружиться. Плохо играет на пианино…. Он и не должен играть хорошо. Удивительно, что вообще умеет. Своих не сдает. Даже проворовавшихся… Это, по-моему, скорее напоминает грубую лесть. Получается, что Путин — действительно настоящий друг: дружит даже тогда, когда товарищ оступился. То есть, образ вырисовывается вполне симпатичный. К тому же гонимых, обруганных у нас обожают. Чудаковатый и алкогольно зависимый дядька Ельцин, с которым я познакомился более 20 лет назад, вообще стал президентом во многом из-за протестных настроений народа.
Итак, выводы. Пресса (казалось бы, оппозиционная), ругая власть, играет на руку власти. Власти хорошо со всех сторон. Образ сильного, обаятельного и при этом гонимого, поруганного Путина создан? Создан. В России нет свободы слова? Да нет же, есть. Послушайте «Эхо»! Там говорят все, что угодно. Иностранцам не грех продемонстрировать. А вот телевидение, которое смотрит 95% населения, это уже совсем другой разговор. Это настоящий инструмент отупления, и здесь никакой критики власти, конечно, не будет. Ну если только совсем чуть-чуть. Опять-таки для вида. Здесь, будьте любезны, господа-товарищи, слушайте правильные новости, сладкоголосых политических комментаторов, смотрите новых русских бабок, Баскова, Киркорова и других особенно интеллектуальных и одухотворенных персонажей.
Что в этой ситуации не нравится лично мне? Мне совершенно неинтересно слушать о том, кто на пианино играет плохо, «тычет одним пальчиком». Мне интересно слушать о том, кто на пианино играет хорошо. Мне интересно слушать о том, кто хорошо поет. Хорошо пишет стихи. Хорошо рисует. Хорошо заботится (заботился) как государственный чиновник о России, о ее гражданах. Давайте проведем маленький эксперимент! Каждый из нас знает хоть одно стихотворение Пушкина. Или хотя бы одну его строчку. Но все ли из нас помнят, при каком царе жил Александр Сергеевич? И чем этот царь прославился? Вопросы, как вы понимаете, риторические. Пушкина знают все, а царя, при котором он жил, помнят лишь редкие интеллектуалы.
Давайте, наконец, поймем, что Путин и Медведев — это обычные люди, на время волей неразборчивой фортуны оказавшиеся большими начальниками. Ну, побудут они большими начальниками — и придут (рано или поздно) им на смену другие. А вот пианист Святослав Рихтер останется, и дирижер Владимир Спиваков останется, и художник Валерий Мишин останется, и религиозный философ Борис Левит-Броун останется, и поэт Белла Ахмадулина останется, и поэт Иосиф Бродский останется, и редактор Сергей Чупринин, делающий вместе со своими талантливыми коллегами лучший в России литературный журнал «Знамя», останется, и поэт-авангардист Юрий Милорава, приславший мне вчера по электронной почте невероятно-талантливые сюрреалистические стихи, останется… И много еще у России есть талантливых людей, о которых потомки вспомнят и через сто лет. Вот о них-то и надо говорить с утра до ночи, а не раздувать, вы уж меня простите, мыльные пузыри. Надо понять совсем простую вещь: лилипут (речь, конечно, не о физическом росте, искренне прошу прощение за нечаянно-двусмысленную аллегорию) не станет Гулливером, даже если PR-ом лилипута займется лучшее PR-агентство.
Поэтому давайте говорить о Гулливерах! Что в сложившейся ситуации совсем плохо? Плохо то, что в России сейчас действительно революционная ситуация. Разрыв между классами стал огромен. Элита (а сюда входят, в частности, и политики, и журналисты) живет в одном мире, а большинство народа за чертой кольцевой дороги — в другом. И достаточно махонькой искорки, чтобы загорелся совсем немахонький костер. Костер жутковатый, пожирающий все, что нажито этой пресловутой элитой непосильным трудом. Летние пожары 2010 года тогда покажутся легкими солнечными ваннами.



«Хождение по мукам»

Абсолютно невероятный фильм. Чистой воды антисоветчина. Как это могло выйти на экраны в советское время — непонятно.
Что показывает режиссер Ордынский? Величественную, богатейшую, культурную довоенную, дореволюционную Россию. Изысканных (за редким исключением) русских аристократов, болезненно-неприятных горлопанов-революционеров, картавого Ленина… Нет, это уму непостижимо.
А какие типажи!
Прекрасная Катя. Умная, сострадательная, неприспособленная к жизни, утонченная. Иконописно красивая несчастная идиотка Даша (прав Бессонов). Блаженный Телегин. Безответственный и пафосный истерик Рощин. Обаятельный говорун Николай Иванович. Мудрый отец Даши и Кати. И — Петербург, Петербург. Главный герой романа. Кусочек рая в аду. Кусочек ада в раю. Потусторонний город.



Накануне революции

«А мужичок… Ох, мужичок. Заплатит он за свои дела».

 («Хождение по мукам»)



Накануе революции

«Это не революция. Это распадение материи».

 («Хождение по мукам»)



Дарья Дмитриевна

«Вы меня простите, Дарья Дмитриевна, Вы либо святая, либо дура».

 («Хождение по мукам»)



Женщины

«В сущности, мы обыкновенные бабы. Нам бы мужа попроще. Детей бы побольше. Да к травке поближе».

 («Хождение по мукам»)



Расплата

«Бога забыли. И Бог нас забыл. Будет расплата».

 («Хождение по мукам»)



Люди

«Есть честолюбцы и есть дураки. Героев нет».

 («Хождение по мукам»)



Волки

«Волки тоже молчат. Когда в стаи собираются».

 («Хождение по мукам»)



Рассказово

В 18 лет я приехал в первый раз в районный городок Рассказово, в квартиру будущей жены, моей однокурсницы. И моя будущая теща постелила мне постель в отдельной комнате. И лег я, битый-перебитый, странствующий недотепа, и не хотел просыпаться. Так было легко, хорошо, безопасно, светло, прекрасно! Лучшие годы я провел в этом русском районном городке, вместе с Наташей и Э. С. В Париже, где я жил один, было намного хуже.
Монархия
Иногда история повторяется как фарс. Разве у нас сейчас не карикатурная монархия? Разве власть не передается по наследству? Ельцин — Путину, Путин — Медведеву. Медведев — ...
Я говорю не о формальной стороне дела — о сути. Что решает в Англии король (королева)? Очень немногое. На монархе — представительские функции. На нашем царе (президенте) — тоже представительские функции. В обществе все сильнее становится влияние церкви (это хорошо).
Не удивляют Вас такие фамилии в высшем истеблишменте — Нарышкин, Шувалов, Михалков? Да, фамилии дворянские. Знатные фамилии. И перечисленные граждане с голубой кровью, действительно, очень влиятельные. Не чета другим. Сейчас появилось много дворян. Как правило, это смешные, ненастоящие дворяне. В царской России дворян было совсем немного — 1% от общего числа населения. Вот и сейчас настоящий процент дворян — 1%. Один процент вельмож живет так, как считает нужным, управляет огромной страной, гигантскими финансами, людьми, по сути, такими же крепостными, как триста лет назад. Отсюда — резкое расслоение в обществе. Одни — супер-олигархи, другие — бедняки. Так было в России (и в большинстве стран мира!) на протяжении многих веков. Ситуацию изменил гениальный человек П. А. Столыпин (см., в частности, об этом мою статью в журнале «Знамя», № 10, 2009). Если сейчас не придет новый Столыпин, Россию ждут, к великому огорчению, очень тяжелые времена (не хотелось бы в данном случае оказаться пророком).
Дело вот в чем. Обычные люди (низы) живут бедно. Им терять особенно нечего. При этом режим наносит удары и по 1% условных дворян — постоянно сажают чиновников, в стране нередки рейдерские захваты, не выпускают Лебедева и Ходорковского. То есть, плохо и низам, и значительной части такой незначительной части верхов. У нынешней власти сейчас тяжелейшая ситуация. У меня такое подозрение, что они живут в каком-то вымышленном мире, в замке из стекла. И не хотят видеть реальной картины. А если и видят ее, то сами не знают, что делать. Правда, надо сказать, нынешней власти везет. Цены на нефть опять растут. Это пока единственное (конечно, временное) спасение.



Памяти товарища

Много лодырей. Мало лидеров.
Мало света. Грядет обвал.
Умер Виталий Владимиров.
И не прогадал.

Умер мой друг, товарищ.
Мудрый, как фолиант.
Видимо, испепеляющ
Талант.

Горечь и боль утраты —
Сколько ни голоси.
Видимо, нет пощады
Русскому на Руси.


14.01.2011
Павелецкая



150 лет

150 лет назад в России отменили крепостное право. Это всего-то три поколения. Ну о какой демократии мы можем сейчас говорить?!



Оригинально

«Мы с Гозманом русские, но мы евреи».

 (Владимир Соловьев по телеканалу «Россия», 20.01.2011)



Мэр Москвы

Выгнали Лужкова. В Москве стало лучше? Малый бизнес получил поддержку? Появился реальный средний класс? Улицы стали чище, дороги лучше? Продукты подешевели? Как было, так и осталось. Только еще инфернальные ледяные дожди пошли, и мои любимые березы погибли. Ну, и, конечно, г-же Батуриной теперь заказов не достанется. Ничего, они достанутся кому-то другому.



Мой дом

Я живу в Подмосковье, в 16 км от Москвы, живу в доме, построенном ФАПСИ (теперь это ФСБ).
В доме у нас очень нередко отключают свет, воду (холодную и горячую), дорожку до электрички зимой не посыпали песочком в постсоветское время, по-моему, никогда и т. д. Это в 16 км. от Москвы, в доме ФСБ, в элитном поселке, где живут совсем не бедные люди, где цена на мандарины, например, ровно в два раза (отвечаю!) выше, чем в Москве! А что же там, подальше? О каких нанотехнологиях, о каком Сколково (Осколково?) мы говорим? У нас сортиров нормальных в Москве на улицах нет. Многим людям на еду денег не хватает.
Вот так мы всю жизнь и строим эти бесконечные потемкинские деревни, эти золотые унитазы в сараях…



Телевизор

Телевизор у меня хоть и старенький, но есть, правда, антенну я отключил более 10 лет назад. Поэтому ничего и не смотрел, кроме тех фильмов, которые прокручивал сам по DVD. И тут произошло нечто. Телевизор без всякой антенны стал передавать передачи канала «Россия».
Я человек слабохарактерный, тут же пристрастился к мракобесному ящику. Смотрю. 20.01.2011 вечерком передавали передачу, где дискутировали господа Жириновский и Гозман. А вел все это безобразие г-н Соловьев. Так вот вышеупомянутый г-н Соловьев говорил, по-моему, больше, чем двое выступавших, вместе взятые. Видимо, журналистика теперь другая. Ведущий не задает вопросы, а самодовольно и грубо перебивает говорящих. Третейским судьей на той передаче был Н. С. Михалков. Он просто развел руками: «Ну вот посмотрели жители России сегодняшнюю передачу, и что они из нее извлекли?!»
Правильно, абсолютнейшая пустота, самолюбование, просто элементарное неумение себя вести. Удивительно: Жириновский говорит то же самое, что и двадцать лет назад. А его все показывают и показывают.
Впрочем, был и светлый момент в соловьевской программе. Михалков процитировал
М. А. Волошина и П. А. Столыпина. Это всегда кстати и всегда замечательно.



Природа графомании

Природа графомании на самом деле проста.
Графомания (как, собственно, любое творчество) связано с выработкой в организме рецепторов удовольствия. Проще говоря, это сильнейший наркотик. Человек, севший на иглу сочинительства, не всегда может с нее слезть. Кайф получать хочется. А вот таланты есть, увы, не у всех.
Но пусть уж лучше люди получают кайф таким образом, чем курят, пьют или колются.
Я поддерживаю графоманов, я уважаю их право на креатив.
Я сам графоман.



Лужков

23.01.2011. «Итоги недели с Евгением Ревенко» показали богатства Лужкова в Австрии, хотели показать его недвижимость в Латвии, однако не нашли ее. Ребята, а вам не надоело пинать льва, попавшего в капкан? Не стыдно? Вот на сайте www.comрromat.ru показан дворец ВВП (а, может, кого-то другого?) в Новороссийске. Если вы такие смелые, почему бы вам в Новороссийск не съездить, там не поснимать? Господи, тысячу раз тебе спасибо, что я не работаю в официальной прессе, никогда в ней не работал и никогда не был государственным чиновником. От скольких соблазнов и неизбежных подлостей ты меня уберег!



Ельцин

30.01.2011 по каналу «Россия» смотрел фильм «Борис Ельцин. Жизнь и судьба». Фильм, конечно, апологетический, фактически прославляющий человека, который (вкупе с Горбачевым) нанес стране, на мой личный взгляд, колоссальный вред. Фактически он сократил размеры страны, развязал бойню в Чечне, которая аукается до сих пор, допустил колоссальное расслоение в обществе, при нем сократилась численность населения и т. д.
Татьяна Дьяченко:
«Слава Богу, он поступил так, как поступил». Это она о том, что Ельцин приказал в 1993 году бомбить Белый дом.
Вячеслав Костиков:
— В стране не было кровопролития.
Увы, было. Да еще какое! Точно и по делу выступил, как всегда, В. С. Черномырдин:
— Я спрашивал Бориса Николаевича: «Если бы вы были Генеральным секретарем, допустили бы вы развала СССР?» «Ни за что и никогда!»
Вот так — ни за что и никогда!
То есть, конечно, со стороны Ельцина была ожесточенная борьба за власть, месть Горбачеву, невероятная, застилающая разум гордыня и т. д.
Смотрел этот совершенно неуместный фильм и вспоминал строки из невероятно-современного дневника великого русского человека А. Т. Твардовского: «Но что мне до этой «борьбы титанов» — этого грузина (Сталина. — Е. С.) и этого еврея (Троц-
кого. — Е. С.), полем состязания которых была русская жизнь, деревня, крестьянство — о которых они знали по книгам, суммарным понятиям, и обоим, в сущности, было ни холодно, ни жарко от живой судьбы мужика, человека, людей, родины (где она у них!).
Вот такая борьба титанов была и у Горбачева с Ельциным, этих двух меченых честолюбцев (чтобы не сказать по-другому).
Единственный живой момент в фильме слова самого Бориса Николаевича, которого по человечески даже жаль: «Я хочу попросить у вас прощения». Святые слова. И повинную голову меч не сечет. Однако икону из великих грешников делать совсем ни к чему.