![]() Главная страница Главный редактор Редакция Редколлегия Попечительский совет Контакты События Свежий номер Книжная серия Спонсоры Авторы Архив Отклики Гостевая книга Торговая точка Лауреаты журнала Подписка и распространение |
Свежий НомерКоман ШОВА
ИГРА И ОСВОБОЖДЕНИЕ
ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЛОМ Что есть в природе вещей,
то и происходит, и что происходит, произойдет снова. В природе облаков — дождь и гром, в природе дороги — ходьба и блуждание, в природе глаз — свет и сон, в природе любви — свадьба и предательство. В моей природе столько всего, что я не могу их выбрать, упорядочить и сказать: смотрите: из этого состоит моя природа вещей. И все же, я плачу так же, как и все плачущие, когда нуждаются в белом. СОСТОЯНИЕ
Комната увеличивается, как отчаяние,
воздух расширяется в моем сне, ангелы убегают серые. Я одинок. Пространство дышит, катится на меня лунный кратер, земля держит меня под волосатой рукой, — прости меня, мама, прости меня, любимая, кричат вверх волосы от страха, уста от испуга стонут раздавленные, потухшее пространство с кариесом смеется. Это кошмар, говорю, эта причуда ночи, резвясь и плача, эта гримаса времени, которая нахмуривает брови, видя астенических детей — это теплый воздух, это поздний час и морщинистый сон от усталости. Прыгая на хромой ноге, Слышу свое дыхание, вижу повсюду оплеванные взгляды, и вот шаг, и вот падение, и вот грохот, и рушится все в открытую пустоту между мной и чем-то еще. И сон не существует, и плоть не существует, я весь состою из воздуха, и весь я — один кошмар, который еще не прошел. ВОДНЫЕ КАЧЕЛИ
Холодная кровь
в долгий летний день нагревается. Сколько фиолетового, красного и желтого ослепляло мой взгляд в поднебесье… Ах, сколько людской грязи перешло от одного существа к другому, рисуя понятные силуэты. Сегодня я снова вхожу в волну, тысяча раз отшлифованный до кости, проворный и молчаливый, в белую и неизменчивую волну, что в воскресенье, в июле выбрасывает на берег между жемчужинами и розовыми гребешками живые бьющиеся существа, которые желают поймать солнце на морде, землю и всю синеву. КАК ЛЬВИНЫЙ ДЕТЕНЫШ
У меня онемела левая рука
как будто была проклята одной возлюбленной, которую я обронил случайно на Римской площади. У меня болят зубы от слов, песчаных, холодных, зацементированных, которые хотели консервировать мои недоумения. Кровь жаждет молодой плоти, как львиный детеныш сверкает зубами от избыточного кальция. Ах, распущенные волосы девушек, блуждают в неведении, удивляются собственному изображению в окнах магазина «Ева». И эта весна... Она сажает молодые рассады света на эндокринные гланды, на бедра, на чаши лилий, цвета лунных редисок, в улыбке желтых цветов и в глазах всех прохожих. ОТРЕЧЕНИЕ
Поноси ты мою кровь сегодня,
эту кровь, полную воспоминаний, поноси ты. Забери и мой слух, чтобы воцарилась тишина, и глаза, возьми их, и руки, хочу почувствовать себя как в начале, когда находился в горячей лаве, под взором Божьим, вместе с морями и горами. Я поставлю вместо них новые вещества, прочные, свободные, гарантируемые компьютерами, я буду неуязвимым мужчиной, без отдыха, с быстрыми реакциями, нержавеющий как сплав. Чтобы тогда ты меня увидела, безразличным, гибким. Активные часы разобьются в моей ладони, двадцать четыре за один раз, минуты будут днями и дни месяцами, буду иметь слепленный лоб для того чтобы выцарапать всю славу. Поноси ты, любимая, кровь и руки, и слух, и глаза… ВОЗРОЖДЕНИЕ
Дерево умирает постепенно,
пока становится мебелью, окном, дверью, опорным столбом, порогом, ложкой, вешалкой. В игрушках сохраняет кроличью игривость, неуклюжесть медведей, волнистость лис. В детских руках древесина снова зеленеет, наполняется соком и ветвями, ломается по частям, смеется, прячется, появляется. это игра и освобождение. ШАХМАТЫ
Я — пешка,
вышедшая из игры, стою на краю, сплетничаю, издаю свист в ожидании другого боя. Я — пешка, которая всегда приносится в жертву, могу стать королем, ладьей, конем или ферзем. Я — пешка, смиряюсь, жертвуя собой, жду на краю другие и другие бои, издаю свист. ЛОШАДИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ СНОВА
Убегают — опять убегают и всегда опять возвращаются,
мне приходится все время бежать, копыта больны, и упряжки холодные, возвращаются кони опять — оставляя воскресенья позади, и понедельник впереди, понедельник впереди. когда дни являются скользкими ступенями, возвращаются кони опять — и я ложусь под елками и спускаюсь в известь. Перевели с румынского Татьяна ДАБИЖА и Лилия ГАЗИЗОВА
Коман Шова — поэт. Родился в 1933 году в Бухаресте. Окончил Театральный Институт (1955). В те годы он начинает свою литературную деятельность. Дебютирует (1950) с поэмой в прозе «Голубое утро» в газете «Flacăra» («Пламя»). В 1960 он перешел в Литературную Школу, которая в том же году стала кафедрой литературы и литературной критики «Михай Эминеску» на филологическом факультете Бухарестского университета. Работал литературным секретарем в театре «Барбу Делавранча» в Бухаресте (1962–1964); генеральным секретарем редакции литературного и культурного журнала «Амфитеатр» (1965–1972). Дебютирует с томом стихов «Ничейный Астр» в Издательстве Эминеску, 1970. Автор книг: Маривал (1974); Слова поддержки (1978); Поэмы (1980); Друг сдругом (1983); Падение плода (1989); Потребность в Белом (1996); Стакан с ангелами (2013); Холод (2013); Снег и глаза волков (2016); Воздушная игра (2016); Мужчина который приходит (2019); Сто одно стихотворение (2019) и др. Пишет пьесы, эссе, театральные хроники, публицистику, сценарии для фильмов и др.
|