![]() Главная страница Главный редактор Редакция Редколлегия Попечительский совет Контакты События Свежий номер Книжная серия Спонсоры Авторы Архив Отклики Гостевая книга Торговая точка Лауреаты журнала Подписка и распространение |
Свежий НомерИгорь ПАНИН
СПУСКАЕМСЯ В АНДЕГРАУНД
В метро Не склеены поцелуем,
спускаемся в андерграунд, где черти поют «Аллилуйя» и ангелы в прятки играют. Где смрадом, как из лохани, окатывает игриво. В неясной толпе с лохами бессмысленно ждать прорыва. Нетвердым шажком пингвиньим корячимся до платформы. Толкаются все упорно, хоть зенки пустые вынь им. Пищит лейтенантик жидкий, придавленный у колонны; ему не поймать шахидки, не выиграть миллиона. Галдит караван-сараем восточный народ речистый. Которые террористы? Мы снова им проиграем… Сегодня взорвут едва ли, а завтра есть шанс, однако… Да что это за клоака, и как мы сюда попали?! Смотрю — задрожали рельсы, и думаю: неужели как нищие погорельцы скорбят о потере «Гжели», — вот так пожалеем время, истраченное в тоннеле? Мы — евнухи, что в гареме, как водится, не при деле. Доносится грохот града, подходит железный Будда. И ты говоришь: «Не надо…» И я говорю: «Не буду», в тоске, как в траве, по пояс, в тупой маете столичной… Я бросился бы под поезд, но это не эстетично. * * *
Уходя, колебался, но все-таки уходил.
Возвращался, метался и думал опять об уходе. В зеркалах — непутевый, растерянный крокодил слезы лил, человечьи, вроде. И одна говорила: «Не отпущу», а другая: «Я ждать устала». И мой внутренний голос, немой вещун, оказался бессмысленнее магического кристалла. А по городу рыскал шакалом безумный снег, — ну такой, что ни в сказке, ни в небылице. Мне хотелось кричать им обеим: «Навек, навек!», только все же следовало определиться. Чаще рвется не там, где тоньше, а где больней; прикорнуть бы, забыть все — на день, на час ли... И одна говорила: «Ты будешь несчастлив с ней», а другая: «Со мною ты будешь счастлив». Это, я доложу вам, классический сериал, тут бы впору сценарий писать многотомный. Только те, кто участие в нем принимал, выгорая, мертвели, как старые домны. А тем временем снег, успокоившись, капал за шиворот с крыш, как залог невозможного, дикого, жгучего счастья. И одна говорила: «Ты любишь ее, так иди к ней, малыш, но если что — возвращайся...» * * *
Беспокойное прошлое —
конь да кобыла... Помню только хорошее из того, что было. Из того, что не тронуто памяти молью. Не скорбя по урону-то, улыбаясь, молвлю: «Так-то лучше, ну правда ведь, Горе-Лукойе? И тебе не пора вдоветь, да и я спокоен. Трудно счастье, как вещь нести, радостным быдлом. Месяц, стоящий вечности, — непременно был он. Шифрограммы этрусские — ногтем по коже; и ажурные трусики на полу в прихожей. А шампанского выстрелы! Чудо-левкои, ложе коими выстелил. А еще — такое...» Ангел, бывший хранителем, выдержки дай мне. Долгий треп утомителен, если речь о тайне. Мегаполис
Асфальтовой кашей сыт,
сопит разомлевший Молох. И брызги свинцовой росы звенят на деревьях безмолвных. Стремительно плавится жизнь, стекая по липким перилам. Попробуй, еще продержись, покуда вконец не сморило. Одышка. А сделай мы шаг один в направление леса... Но стайками мокрых мышат бухаем под каждым навесом. Кому был обещан уют? Как в ритме причудливой джиги, у стройки нелепо снуют таджики, собаки, таджики. И всякому, словно паек, талон на безумие выдан. А солнце в дыму не поет, но пахнет карбидом. Бездомный пророк охрип, молчит, а надысь визжал как: «Здесь вырастет ядерный гриб!» А пусть вырастает. Не жалко. Тема с вариациями
Хмурый лес поперек основного пути.
Что там Данте изрек, мать его разъети?! Кто напишет о нас, выходя за поля, коль иссякнет запас нефти, газа, угля? Вот и все, голытьба, бесшабашная рать, не судьба, не судьба эту землю топтать. Скоро вскочит на храм, как петух на насест, непривычный ветрам полумесяц — не крест. А и Вещий Боян мне тут форы не даст: матерей-несмеян скроет глинистый пласт, и потащит рабынь на восточный базар просвещенный акын, кто бы что ни сказал. Эта песня куда горше боли моей, пейте впрок, господа, будет много больней. Мой непройденный путь — мирозданья игра; ну и ладно, и пусть, ближе к теме пора. Невеселый оскал кажет битый орел; слишком рьяно искал, ничего не обрел, жемчуга да икру я на ситец менял. Но когда я умру — воскресите меня. * * *
Он ходит в ботинках по дорогому ковру,
напивается в хлам, не стыдится «божьей росы»; плачет: «Любимая, я же тебе не вру...» Тот еще сукин сын. Улыбается так, что у женщины у любой от улыбки его — мокреет моментом. Величайший манипулятор, заядлый плейбой с дорогим инструментом. Он смеется над тем, над чем, конечно, нельзя, он плюет на приличия и порядки. Он и в лифте ее непосредственно взял, без вопросов и без оглядки. Но в его позиции есть уязвимое место — он лучше, чем хочет казаться. И поэтому — тили-тили, жених да невеста — вам вовек не расстаться. И поэтому его непрезентабельный вид не имеет значения в свете нового дня... И летит, и летит, и летит — все летит к е...ням. И пока он, устав от жрачки, измен и драк, ждет то знаков волшебных, то некой команды, — все не может, не хочет понять никак, что жизнь имеет его по самые гланды. * * *
Уходят под воду года-корабли,
прожитое храня. Но все колебания в мутной дали не колышат меня. Звучит колыбельная средних широт на различных волнах. А то, что любил я, минуло, и вот — обращается в прах. Летит ли к земле бесноватый болид, и грядет ли резня? — У кошек, собак ничего не болит; впрочем, и у меня. Все меньше азарта, задора, а сил — вполовину, на треть. Хотел оглянуться — себя же спросил: «Разве стоит смотреть?» В развалинах замок, руины в пыли; ни дубравы, ни пня. У кошки боли, у собаки боли, не боли у меня. «Песня Сольвейг»
Спой мне эту песню, спой мне, как тогда...
Может быть, воскресну; дрогнут провода, к телефонной трубке ухо приложу: голосочек хрупкий, но под стать ножу, голосочек дерзкий, хриплый от обид... Зареву по-детски, блудный индивид. Это все не с нами будто было бы. Провалились сани в полынью судьбы. По душевной пойме разлилась тоска. Эту песню спой мне, с трубкой у виска, если есть охота выдохнуть «Прощен», если есть хоть что-то до сих пор еще... Игорь Панин — поэт, прозаик. Работает в «Литературной газете». Автор многочисленных публикаций.
|