Главная страница Главный редактор Редакция Редколлегия Попечительский совет Контакты События Свежий номер Книжная серия Спонсоры Авторы Архив Отклики Гостевая книга Торговая точка Лауреаты журнала Подписка и распространение |
Свежий НомерМУЗЫКА ОЛЕГА ПРОКОФЬЕВА
Сергей Прокофьев вошел в музыку как enfant terrible, дерзко нашумел, набуянил, смахнул карточные домики унылых академиков-традиционалистов и очаровал слух поколений новыми, небывалыми звучаниями. Сыновьям его, Святославу и Олегу, оставалось только разделить судьбу многих детей знаменитостей и всю жизнь пребывать в тени величия своего гениального родителя. Но Олегу хотелось большего. Он родился в Париже 14 декабря 1928 года, и считал французский родным языком, но в восьмилетнем возрасте вдруг оказался в советско-сталинской Москве. В 1936 году его отец перевез всю семью в СССР в надежде на новый виток своей карьеры. В 1944 Олег стал учиться живописи. Одним среди его учителей был Роберт Рафаилович Фальк, о котором Олег впоследствии писал биографическую книгу, к сожалению, оставшуюся неоконченной.
В 1948 году его мать была арестована и сослана в Абезь (Коми АССР), а затем в мордовские лагеря, где она пробыла до 1956 года. Отец, Сергей Прокофьев, умер 5 марта 1953 года, в один день со Сталиным. Вскоре у Олега обнаружился еще один талант — поэтический. Подборка его стихов была опубликована в самиздатском журнале Синтаксис, № 2 за 1960 год. Вот один из этих текстов, стихотворение 1960 года: Полифония костей
Пересекает стул Тело мятая постель Я уснул Укрытый нотами Музыка На что ты мне И без тебя забыт заботами В пустыне времени Сквозняк Размеренно и медленно Вошла собака В ней судьба наглядна Не голодна И ладно Любовь Олега Прокофьева к англичанке Камилле Грей закончилась трагически. Советские власти нехотя позволили им зарегистрировать брак, но запретили выезд из СССР. В 1971 году Камилла во время беременности неожиданно умерла от гепатита. Олег добился разрешения сопровождать тело покойной жены в Англию. В СССР он не вернулся.
Так начались годы его эмиграции. Живопись, скульптура, поэзия составляли смысл его жизни. А еще — музыка, которую он страстно любил. Олег Прокофьев был частым посетителем лондонских концертов. На одном из них, где играли и мои произведения, мы познакомились и разговорились. Так началась наша дружба, продлившаяся до самой его смерти. Когда Олег Прокофьев неожиданно умер 20 августа 1998, на память от него у нас с женой осталась стопка маленьких самодельных книжечек с его стихами — странными, непривычными, без рифм и знаков препинания, но какими-то пронзительными и поразительно музыкальными. Вот, например, стихотворение из книги «Свеченье слов» (1991): мне нравится музыка сфер
в ней нету знаков препинанья гармония не спотыкается и паузы не засорены а то что слышно из немоты одной в другую переходит незаметно поверх наброшена одежда звуков ее слоями можно снять начав с несносных выкриков (одежды) за легким шорохом (белья) дойдя до обнаженного молчанья до тайны голой тишины «Музыкальность» этих строк неудивительна — ведь музыка была средой, в которой Олег пребывал с самого своего рождения. В одном из своих интервью он говорил: «Музыку моего отца я слушал регулярно, иногда и без особого на то повода. Я люблю многие из его сочинений, и они определенно служат стимулом для моей поэзии — или живописи. Обычно они пробуждают во мне желание «браться за дело», создавать и посылают мне некую волну волшебной энергии, что поднимает на поверхность поэтический или художнический импульс». В том же интервью он еще сказал: «Музыка учит многому, хотя ее форма строится с помощью чисто музыкальных средств выражения, сильно отличающихся от поэтических. Можно многому научиться как у великих композиторов, так и у великих художников. Лично меня музыка моего детства научила предпочитать лаконизм, экономию средств, и в этом смысле музыка влияет на меня больше чем живопись, хотя я с самого раннего детства учился живописи и никогда не учился музыке»*.
В 1996 Олег Прокофьев в очередной раз приехал погостить к нам с женой в Кийле (Стаффордшир, Англия), где мы в течение пяти лет жили в университетском кампусе. В Лондоне ему, вероятно, недоставало русскоязычного общения, и мало было людей, кому он мог бы показывать свои стихи. Даже его жена и их многочисленные дети говорили только по-английски, и даже не имели понятия, что он там пишет. А мы всегда были ему рады. Стихи он сам читать не любил, а обычно дарил самодельные книжечки с памятными надписями. За очень редким исключением почти все, что он писал, он издавал сам на своем старом компьютере. Некоторые его стихи сохранились у нас в виде листков с ксерокопиями. Олег рассказывал нам, что был в приятельских отношениях с Бродским. Ему очень хотелось знать мнение мэтра о своей поэзии, и вот однажды он решил послать ему стихи по почте. Ответа долго не было, но, наконец, пришла открытка: «Стихи плохие, больше не пиши». Для Олега это был серьезный удар, и он на десять лет перестал писать стихи. К счастью, не навсегда. Даже дарственные надписи на своих самодельных книжках Олег писал как стихи, и в них царила музыка. Так в феврале 1998 года, во время одного из последних визитов к нам, он надписал на титуле одной, вероятно, последней своей книги «Нет слова без любви» следующее: Любовь иногда как музыка
глубока и неуловима Многие стихотворения Олега Прокофьева в нижеследующей подборке так или иначе связаны с музыкой. Эти стихи не были опубликованы в официальных изданиях.
Дмитрий СМИРНОВ
*Фрагмент интервью Валентины Полухиной с Олегом Прокофьевым (в переводе с английского автора вступления) приводится по публикации: The Scent of Absence. Bilingual Selected Poems / Edited and Introduced by Valentina Polukhina. Essays in Poetics, Keele University, Staffordshire, England, 1995. Олег ПРОКОФЬЕВ
НЕВИДАННЫЙ АККОРД
Вечерний оркестр цвет преображает свет
желтым нимбом окружая синий лес в этой вечной яркости гремит такой оркестр что яркость труб валторны превосходство, и флейты баловство сливаются в невиданный аккорд палитры вырванной лучины из внутренности жизни в облака из духа катаклизма воплощенного в необходимость вымолить прощенье чтоб утонуть в антракте черноты * * *
голос заполнивший время звучания
бережно уши зажавший собой тот голос породы был дерева звуков что в мыслях бесшумных древесных приоткрыл перспективу забывчивости восприятие сделал единственным сыном с рождения смертельно познавшим голос начальственно-кроткий голос как пропасть на дне скрывающий прелесть опасности в арктических джунглях в снегах амазонки где зиждется тело возможности безнаказанно выть на луну Певица
голос плыл за потолком
и звал кого-то далеко в бесстрастном измерении билась птица о предел о стену времени конца где все с начала там на верхнем этаже воображением любим звук голоса отскакивал от стен и просочившись через пол пролился через уши в сердце на свободу Scarlatti
тысячи граней клавиш
вырастают в кристалл огня от него золотистое эхо ищет укрытия в слушателе но он задремал на небе седьмом по счету вверх в камзол за игрою затянутому хозяину нот не собрать он в обход разогнался по новенькой дымящейся черным огнем уж не грани это а магма процессия рыцарей сумерек в латах мерцающих звезд Роща
сплошные пальцы
рук не надо прикосновенье ветерка и каждый листик наизусть свой шорох издает орган пернатой мессы садового христа эксперимент растрепанная готика зеленогласного собора я один и проповедь длинна Публикация Дмитрия СМИРНОВА
------------------------------------------- Вступительное слово Дмитрия Смирнова и публикация стихов Олега Прокофьева перепечатаны из Интернет-журнала «Окно», № 1, 2008 (Ирландия, Дублин, http://oknopoetry.narod.ru/no1/heritage.html) с любезного согласия главного редактора этого издания поэта Анатолия Кудрявицкого. Изначально стихи взяты из рукописной книги поэта «Свеченье слов» (Париж-Лондон 1991). |