Главная страница
Главный редактор
Редакция
Редколлегия
Попечительский совет
Контакты
События
Свежий номер
Книжная серия
Спонсоры
Авторы
Архив
Отклики
Гостевая книга
Торговая точка
Лауреаты журнала
Подписка и распространение




Яндекс.Метрика

 
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
подписаться

Свежий Номер

№ 10 (168), 2018


Рецензии



Нина Краснова, «Ортодоксальный хулиган Иосиф Раскин»
М.: «Вест-Консалтинг», 2018

Имя Иосифа Раскина — весельчака, балагура, собирателя и непревзойденного рассказчика анекдотов — в сознании читателя намертво ассоциируется с нашумевшей книгой «Энциклопедия хулиганствующего ортодокса», выдержавшей множество переизданий, содержащей прекрасные анекдоты в своем первозданном виде. Нельзя назвать эту книгу «сборником анекдотов», поскольку содержание тщательно отбиралось и структурировалась самим автором, а в придачу к вымышленным коротким рассказам на страницах мы видим частушки, куплеты, афоризмы и стихи весьма раскованного содержания.
Она вобрала в себя истории и анекдоты практически на любую тематику: Брежнев, коммунизм, муж, измена, короче говоря, кому что ближе. При этом содержание выстроено в алфавитном порядке: начиная от буквы «а» (аптека) и заканчивая «я» (Япония). Недостаток у книги, собственно, всего один: только для взрослых. Но и эту особенность легко превратить в достоинство: да, неприлично. Да, не для ханжей. Зато честно, открыто, что очень важно в современном культурном пространстве, изобилующем эвфемизмами.
Настоящее издание, вышедшее в серии «Судьбы выдающихся людей», посвящено памяти знаменитого книжника, писателя, защитника «великого, могучего, свободного и правдивого русского языка» и органически присущей этому языку ненормативной лексики.
Принято считать, что документальная проза «хуже» художественной, поскольку документальное произведение, как правило, включает публицистическую оценку автора. Но, в то же время, если художественная литература должна быть правдоподобна, чтобы читатель мог погрузиться даже в патриархальный быт древних славян, то документальные произведения обязаны быть именно правдивыми. Здесь многое зависит от автора-составителя.
Замечательный документалист Нина Краснова собрала и тщательно вычитала десятки отзывов об Иосифе Раскине, свела в большой раздел многочисленные интервью с ним, записала стенограммы творческих вечеров и вечеров памяти неугомонного жизнелюба. Настоящую книгу памяти предваряет характеристика автора: «В ней запечатлен Иосиф Раскин, яркий, разносторонне талантливый, сложный, противоречивый, независимый, страстный, отважный человек, автор “Энциклопедии хулиганствующего ортодокса”, который совершил прорыв в область табуированного искусства сатиры и юмора, вышел за рамки дозволенности и оставил свой глубокий след в истории нашей культуры, протоптал свою стезю там, где до него не ступала нога предшественников». По-моему, лучше не скажешь.
Мне кажется, составление такой книги памяти дается непросто. Ну как поведать о человеке, который еще в советское время мог продать любую книгу? О том, кто мог разрекламировать детскую сказку о Колобке как «триллер с шестью покушениями и одним убийством»?

Жанр повелевает ожиданиями читателя. Если мы читаем роман, мы предполагаем, чем он закончится, и бываем неудовлетворенны концовкой, если наши чаяния не оправдываются. Когда же речь идет о живом отображении событий, вдобавок о личности, обаятельной, незаурядной, читательские представления о «должном» мгновенно стушевываются, и мы наслаждаемся живой жизнью, непредсказуемой — и оттого интересной: «Люди иногда не понимают, если им говоришь обычными словами. Но стоит объяснить матом, то все сразу понятно. Но если говорить о разнице, то мат среди рабочих носит характер ругательства, а среди интеллигенции — это просто разговор».
Иосиф Раскин говорил на языке интеллигенции, не оставляя ничего табуированного. Об ограничениях он отзывался весьма резко: «Как у нас любят, спекулируя на морали, патриотизме и еще черт знает на чем, уничтожать все лучшее всякими запретами и цензурами!» Он никогда не боялся рассказывать анекдоты, даже в советское время. Не случайно аббревиатура его книги укладывается в слово «ЭХО». Она была и остается отражением нашей жизни во всей ее живой разнородности, не подверженной перлюстрации. По глубокому убеждению автора, в анекдотах «…есть не только юмор, но и ответы на любые вопросы: политики, экономики, секса, чего угодно. Настоящий, истинный ответ есть только в анекдотах». На мой взгляд, он абсолютно прав, особенно, когда поднимает тему отношений отцов и детей: «Все ответы на вопросы о проблемах воспитания есть в анекдотах, например, в анекдоте, где мальчик восклицает: “Мать твою так! И эти люди (мои родители) учат меня не ковыряться в носу (а сами что делают)!”».
Воспоминания об Иосифе Раскине его родных и друзей, стихи о нем, его высказывания, добросовестно запротоколированные Ниной Красновой, дают нам цельное, объемное представление об этом мудром и рассудительном человеке: «Я всегда говорю: есть железный закон жизни — кругом тебя такие люди, какой ты сам». И правда, почему одни притягивают к себе скучных, ноющих неудачников, а вокруг других — счастливые и радостные весельчаки? Трудно представить себе героя настоящего издания, сидящего в позе диогеновского мыслителя и тянущего на одной ноте: «Никто меня не лю-ю-юбит…» Нет, все кто его знал, в один голос утверждают: это был неисправимый оптимист. А как еще можно охарактеризовать мужчину, который — только официально — был шесть раз женат? Нина Краснова в подтверждение приводит слова двоюродной сестры Раскина, Татьяны Рубиной: «У него все книги шли нарасхват, даже и самые неинтересные. И он зарабатывал большие деньги, но все их тратил на своих женщин и на своих друзей».
Уровень эстетики, этики и документа зависит от автора и разновидности документальной прозы. Разве можно предположить, что книга об Иосифе Раскине будет лишена вольностей и политического юмора? Чего стоит очень емкий анекдот про поправки в Думе: «В Госдуму поступило два проекта: один — не убий, а другой — не укради. Депутаты работают над поправками». Нина Краснова выдает порцию веселья, сгруппировав любимые анекдоты Иосифа Раскина, рассказанные им на авторском вечере в Переделкино, в музее Корнея Чуковского в 2009 году.
Честность перед самим собой была главной чертой характера Иосифа Раскина. Именно это питало его внутреннюю силу и уверенность. Оттого он не боялся рассказывать «хулиганские анекдоты», не беспокоился, что о нем подумают окружающие. Не пытаясь скрыть свою темную сторону от других, он умел видеть в них, прежде всего, положительные качества. Писатель видел мир таким, каков он есть на самом деле. Не было ни одного дня или момента, когда бы хулиганствующий ортодокс не смог оставаться самим собой. В заключение хочется процитировать Григория Явлинского, лидера политической партии «Яблоко»: «Иосиф Захарович Раскин был по-настоящему свободным и потому очень остроумным человеком. Его веселость была проявлением мудрости, когда лучше всего рассказать другу анекдот, чтобы лучше объяснить где-то очень глубоко спрятанный смысл жизни. Кажется, Раскин знал, где искать».

Ольга ЕФИМОВА