Главная страница Главный редактор Редакция Редколлегия Попечительский совет Контакты События Свежий номер Книжная серия Спонсоры Авторы Архив Отклики Гостевая книга Торговая точка Лауреаты журнала Подписка и распространение |
Свежий НомерПоэты Кишинёва на карте генеральнойЮрий ГУДУМАК
СИЛОК (ОБЛАЧНЫЙ ЯРУС НЕБА)
СОЛНЦЕ В СОЗВЕЗДИИ РАКА (21 июня — 23 июля) Акации, сворачивающие
в сухую и жаркую погоду свои тонкоперистые листья, являют местный, привычный уже вариант экзотических травовидных мимоз совершенно обратно тому, как молочаи развивают наивный вкус к экзотике далеких стран жаркого пояса, где они становятся древовидными. Некоторых из молочайных Гумбольдт в знаменитой физиономической классификации относит к форме алоэ, других — к форме кактусов. Наши же, на фоне повыцветших косогоров и объеденной до основания скотом травы, походят на те и другие своим одиноким отстоянием друг от друга. Это-то и придает местности особый, меланхолический (как сказал бы Гумбольдт — африканский) характер. Наипростейшая вещь: трава молочая настолько горька, что ее не поедает никакой скот. Уже до того, как туже натянется вымя коровье, желтый цвет молочая говорит лишь о том, что вобрал в себя много солнца. Солнцегляд, название одной из его разновидностей — следовало бы распространить на все. Но не только этот глядит на солнце — скорее, солнце глядится в него. И, усыпанное невзрачными желтыми цветками, спокойное мелколистное зеркало готово тут же прошелестеть мистический опыт: солнце — его небесный прообраз, растение среди тысяч и тысяч таких же растений-звезд, имеющих, каждая — свое, порожденные ими земные звездчатые отражения. Солнцеподобное, оно устремляется к тому, чему оно подобно, задолго до того, как придет в созвездие Рака, то есть — наступит зной. СОЛОНЧАК
Воздух пустынной зыби
похож на облетевшую розу ветров: ни облачка цветочной пыльцы. Не успев разложить в спектр по закону призмы, он фокусирует солнечные лучи, как опаленноликие делали некогда куском хрусталя. Счастливый удел стремительно рыжеющей саранчи среди иголок травы, похожей на колючее пламя. Распутывая и свивая его языки, знойное марево августа может, к примеру, поведать о происхождении прекрасного голоса у вороны — высохший резкий карк: на все про все три медлительных месяца; до зимы еще далеко. К отрицающей весь спектр белизне, бывает, приходишь раньше, чем по мановению бога зимы: близкое к ящерке водное не-растение, струимое не столько падением местности, сколько зноем, превращается в сухопутное не-животное, бегущее лихорадки, трясцы, как ручей, впадающий в солончак. Но никому это не будоражит кровь. Хоть полголовы обрито, как у лысой, у ястреба, головы. ЦВЕТ ВОРОНОВА КРЫЛА
Время их
падает на эпоху, предшествующую нашей: когда косматые дымчатые деревья делали ландшафты еще более мглистыми. Здесь они собирались, чтобы спровадить зиму. В равной мере с ними, а то и преобладая, господствовал грач. Место, однако, слыло в округе Вороновым. От истлевших деревьев — и трухи не осталось, лишь бурые, в подпалинах, склоны. Ни лапчатого пламени мальв, ни маков-однодневок. Вытянувшийся, как телячий хвост, илистый водоем Камболи иногда прорывает, и образующиеся ненадолго мелкие озерца и сырые болотца, сообразно тому, как распределяются дождь и ведро, превращаются в солончаковую пыль. Кто бы подумал, что дело их подхватят и разовьют грачи — любители дохлой рыбы? Некогда особо любопытствовать. Но, взаправду, случается, что самое удивительное в той или иной местности происходит как бы в другой: являя вид метаморфозы, который порождает, как сказал бы искушенный в злоупотреблении наукой ландшафтовед, новые центры отношений. Влекомый ли ветром северным, идущий ли войной против южного ветра, однажды я забрел сюда, чтобы увидеть, как солнце, которое вот-вот закатится, угодит аккурат в горловину гыртопа. Так хриплоголосая пичуга с растопыренными крыльями стала немым ангелом этих мест. СИЛОК (ОБЛАЧНЫЙ ЯРУС НЕБА)
Такая сугубо мистическая
преграда, что даже ее недостаточно, чтобы уничтожить память между ночью и днем (ибо благодаря туману рассвет длится, покуда солнце не пройдет половину пути, и чуть ли не целый день); между летом и зимой (ибо где же туману стлаться, как не в багряном октябрьском полдне); между далеким и близким, затерявшимся между двух Яблон, как среди земли и неба (ибо, сотканная из росы, действительная его субстанция рассеивается, как души живых и мертвых развеиваются ветром или дождем). Итак, потому что это так, когда я признаю в овраге сухую поросль болиголова (полый стебель болиголова, не забыть бы, отличается большей меткостью и дальностью полета) — то лишь как высокую копьевидную траву. И голос индейского лета звучит как голос обычной травки-вещанки, либо — завернутой в сухой кукурузный лист. ТОЧКА РОСЫ
От всего этого
нас отдаляет не расстояние. Что позволяет рассматривать взлелеянное захолустьем терпение в качестве застывшего времени, по которому определяют глубину пространства: оно обнаруживает представление о покрывающихся росой лапках жука-чернотелки в африканской пустыне из «Нэшнл Джиографик». Другое дело, что впоследствии топографический вопрос скорее всего разовьется просто-напросто в розу ветров. То есть — в растеньице, не обязательно похожее на розу. Это и будет означать, что, пройдя все фазы сукцессии, растеньице придет в состояние равновесия с климатом данной местности. Победно сознавая это, сам становишься в один ряд со знаменами осени, потому что одежда твоя превращается в отрепья. И тебя принимают за странника вопреки и как раз потому, что существование твое точечно, следовательно, захолустно. Потому что как раз оно-то и помогает тебе бежать от властей, болезней и ядов. Как некоему Спинозе. Даже если нельзя назвать ее поэтической, подобная практика содержит в высшей степени аутические компоненты. Уже в октябре, когда ландшафты становятся мглистыми, обильная роса на летописи листа показывает, сколько нужно иметь флегмы, чтобы покрыться ею. Юрий Гудумак — поэт. Член СП Молдовы и Ассоциации русских писателей Молдовы. Родился в 1964 году в селе Яблона, район Глодень, Молдова. Географическое образование получил в Одесском университете. Научный сотрудник Института экологии и географии АН РМ. Публиковался в коллективных поэтических сборниках, газетах и журналах. Автор поэтических книг «Метафизические гимны» (1995), «Принцип пейзажа. Пролегомены» (1997), «Почтамтская кругосветка вспугнутой бабочки» (1999), «Дельфиниумы, анемоны и т. д.» (2004), «Песнь чибиса» (2008).
|