Главная страница Главный редактор Редакция Редколлегия Попечительский совет Контакты События Свежий номер Книжная серия Спонсоры Авторы Архив Отклики Гостевая книга Торговая точка Лауреаты журнала Подписка и распространение |
Свежий НомерРецензииДмитрий Строцев, «Бутылки света», М., «Центр современной литературы», 2009.
Поэты, по моему мнению, делятся на три категории: поэт-земля, поэт-небо и поэт-космос. Дмитрий Строцев, несомненно, относится к третьей категории. Начинается книга стихами, датированными 1985-1989 годами. Главная тема раннего творчества — сомнения в существовании Бога и попытка поиска веры. Снилось мне: я верю в Бога,
Раньше верить не хотел, думал, подожду немного, много нерешенных дел… Есть в этих стихах сомнения и утверждения «…снилось мне: я верю в Бога, но не верит Он в меня…». Но уже подсвечивает бессознательное чувствование этой самой важной в жизни встречи:
Может быть, я и сам добреду
По такому дождю до тебя Жалко нет головы у меня Может, вырастет после дождя Поиски Бога — признак обозначенной мною категории — поэт-небо. Но уже в том же, 1989 году написано стихотворение «Дерево! Ты любишь меня…», которое является первым прорывом автора в космос:
Дерево! Ты любишь меня
таким, какой я есть? Да. И ты можешь на краешек пня на минуту присесть. Спасибо! А то я устал — в ушибах и шрамах пешеходные ноги. Тогда обними мой корявый поваленный ствол, и мы станем на время не так одиноки. Дерево! Ты живая душа. Я уверенно слышу подспудное сердце. Правда? Ты веришь? Войди же, тогда не дыша — У меня на груди потайная дверца. Дерево! Как у тебя хорошо! А то я хожу в ожидании чуда. Знай, ты во мне свое чудо нашел, и теперь никуда не вернешься отсюда. Это стихотворение ассоциируется у меня со сценой из фильма «Матрица», когда Нео, наконец, поверивший в себя, начинает видеть матрицу (суть вещей) и перестает «уклоняться от пуль». Автор превращается в Божью птицу: «стихами говоришь, поешь как будто / как будто птица ты летишь куда-то / летишь поешь — и Бог тебе навстречу/ и Бог с тобой и ты один за всех».
Если первые стихи — несколько ступеней у входа, «Дерево…» — вход, то остальной массив — это небольшие, ювелирно отточенные и искусно сложенные кирпичики из белого мрамора, составляющие основную архитектуру книги. Они легко поглощаются и впитываются, как экологически чистая вода без микробов, бактерий и примесей тяжелых металлов. это дар слепоты
это огненный дар на лице чистоты только каменный шар только пламенный куст как слепая гроза всеми пальцами чувств осязает глаза и нательная тьма износилась дотла и пустыня ума как святыня бела. Есть у Дмитрия Строцева эксперименты со словотворчеством: «говорил утконос сонокту лировог / я на речку ходил лидоху кчераня / я на птичку глядел ледялгу кчитпаня / я на утку похож жохопу ктуаня». Это четверостишие состоит из нескольких палиндромов, что не удивляет, так как одно из стихотворений книги начинается словами «Хлебников — наш учебник…».
Вершиной же книги, ее куполом, является стихотворение «Отец и сын», которое я полюбила с первого прочтения, люблю до сих пор и считаю гениальным. Вот небольшой отрывок: я книгу книгу на столе оставлю для тебя
я книгу книгу для тебя оставлю на сто лет она не бомба пистолет не бомба пистолет ты будешь будешь в ней читать слова слова слова слова слова зажгут зажгут твои глаза глаза и сердце сердце разожгут слова слова слова и звери звери побегут в твои глаза глаза и реки реки потекут в твои края края они без края разольют твои моря моря а в сердце в сердце запоют сады сады сады ты только книгу не забудь и не забудь меня и в сердце в сердце сохрани и книгу и меня… Меня завораживает интонационно-звуковой сплав этой оды, образующий органичную материю, которая кристаллизуется и каким-то мистическим образом колышет пространство вокруг себя, словно камушек, брошенный в воду. В давние временя слова «поэт» и «шаман» были синонимами. В этом стихотворении Дмитрий Строцев проявил себя как человек, наделенный особыми способностями общаться со сверхъестественными силами, входя в экстатическое состояние.
Конечно, общему хору современной поэзии нужны и социальные лирики, как Всеволод Емелин, и певцы люмпена, как Андрей Радионов, и гражданские лирики, как Александр Кабанов. Но звучание не будет полным без чистого, завораживающего голоса Дмитрия Строцева. Читателя ведь волнует не только «нравственный закон внутри нас», но и «звездное небо над нами». Ганна ШЕВЧЕНКО
|