Главная страница Главный редактор Редакция Редколлегия Попечительский совет Контакты События Свежий номер Книжная серия Спонсоры Авторы Архив Отклики Гостевая книга Торговая точка Лауреаты журнала Подписка и распространение |
Свежий НомерСоюз писателей XXI века на карте генеральнойАлександр СПАРБЕР
ОДИНОКИЙ СКИТАЛЕЦ
ЗЕРКАЛО Начинается дождь. Не стреножены кони —
и гоняют по лугу, друг друга дразня, малой птахой душа улетает с ладони, и дрожит сквозь ладонь нетерпенье огня. Изнуряющий сон повторяется, длится, как болезнь, от которой не в силах помочь ни один порошок — там забытые лица, и пожар, и тревога, и детство, и ночь. Наклоняясь, прекрасная юная мама моет голову… льется, стекает вода… А она над незримыми грудами хлама удивленно парит, возвращаясь туда, где вчера, обомлев, перепуталось с завтра… …и рассеянно смотрит откуда-то из неземного сегодня — и видит внезапно всю свою драгоценную страшную жизнь. Здесь слепая эпоха вспотевшей рубахой прижимается к телу — и душу дробит сумасшедшая белая музыка Баха… …шелестенье травы, трепетанье ракит… Дождь идет и идет… Одинокий скиталец, омывая коней, он идет без конца. Влажный след — от стакана — стремительно тает… …и деревья, и ветер… И голос отца. СНЫ
Глаза закрыты. Сон. Мне снится сон.
Дурацкий сон, в котором вижу кошку, обыкновенную, простую кошку, что спит и мелко дергает хвостом. Она сопит. Ей снится пылесос и я, держащий штангу пылесоса… Под веками глаза блуждают косо, едва заметно вздрагивает нос, трепещут уши. Это неспроста — труба кошачью втягивает душу вовнутрь, в мешок, где ждет утробный Ужас, похожий на огромного кота. И кошка просыпается во сне, она кричит пронзительно — и будит меня. Я говорю: «Ну будет, будет… чего ты, киса? Не пугайся. Нет там ничего — одна сухая пыль, ну, видишь? — никого. Давай-ка баи». Потом ложусь и снова засыпаю. …там пусто, пусто, пусто. Только пыль… …да, только пыль, и больше ни черта… а кошка на груди руладит тонко. Я сплю. Мне снится, что меня воронкой засасывает злая пустота. ДРУГАЯ ЖИЗНЬ
а ты все время шаришь в пустоте.
…и дом не тот, и жители не те. а те, что были, сгинули куда-то. и бродишь ты по лестницам пустым, где только сизый сигаретный дым остался… от кого? обиты ватой пороги, стены, двери… но порой мелькнет в проеме кто-то дорогой, до странности, до ужаса похожий — и силишься позвать. но нем твой крик, тяжел неповоротливый язык — и ты не можешь, ничего не можешь — и… просыпаешься. и плачешь, и дрожишь. и приближается совсем другая жизнь. она стоит за вешалкой, в прихожей. глядишь в окно — а там гуляет дождь, идет, идет — и ты под ним идешь. и ни окликнуть, ни позвать не можешь... О ТОПОЛЯХ
Я иду дворами и бульварами,
где гоняют кошки голубей и торчат — поодиночке, парами — голые болванки тополей. Это слабо сказано, что голые: ранним летом (пух — нельзя, нельзя!) отрезают руки им и головы, чтобы не разбрасывались зря, не дотрагивались чтоб, не мыслили… В августе я вижу между тем: каждый ствол опять покрылся листьями, что растут ладонями из тел. …И когда мы побредем дорогами в осыпающейся тишине, дай нам все, чего мы не дотрогали, не коснулись, не познали, не… УЛИТКА И КУРИЦА
Александру Крупинину
В детстве я знал улитку по имени Дарья Ивановна —
тихая и скромная, она никому не желала зла. Когда ее трогали пальцами, она забиралась в раковину. Но в основном ползла. А еще я знал белую курицу по имени Марианна Плевако — та все бегала и кудахтала — взволнованно и смешно, она была домашняя и послушная, как собака — гребешок давала гладить и клевала из рук зерно. Мы ее клали на спину, а вокруг рисовали мелом (или даже карандашом) небольшой кружок — и тогда она окончательно бледнела, и все никак не могла выйти за несуществующий порог. А Дарья Ивановна тем временем добралась до подоконника и по кирпичной кладке перебиралась в сад — и все так незаметненько, так скромно и тихоненько… Но уже тогда было ясно, что она не придет назад. Мы выпускали Плевако, и она, радуясь вместе со всеми, благодарная, кудахтала: кто не с нами — тот глуп! Тот глуп! И вот так она в основном проводила время. Последний раз я ее видел, когда кушал суп. А Дарья Ивановна все ползла и ползла упрямо, По осени, правда, она надевала пальто. Последний раз ее видели на западном склоне горы Фудзияма. А больше не видел никто. НА ТРОИЦУ
Я сегодня проснулся. Кровать —
словно длани Господни. Удивительно осознавать: я проснулся сегодня. Просто праздник какой-то с утра, просто — счастье на блюдце; я проснулся, проснулся — ура! — А ведь мог не проснуться. Солнце, май — лепота! Воробьи расчирикались шустро, и шальной паучок-домовик угнездился на люстре. Ну, о чем же просить мне еще Бога, Духа и Сына? Солнце светит. Мгновенье течет. И блестит паутина. ПЁТР
Вот только что — их не было. И вдруг
они возникли — из-за поворота… И некто, суетливый как паук, кричал: «Да вот он! Поглядите — вот он!» — указывая пальцем на меня… А сзади подошел какой-то в черном, шепнул: «Спокойно, ладно? Все фигня, все хорошо, все славно», — и проворно за локоть взял. Сквозь пыльные клубы проклевывалось утреннее солнце. Кричал петух. — «Пойдем. Как ни люби — а отрекаться все-таки придется». СТЕПНОЕ
В степной полынной суховыли,
где наши древние растили детей, коней, пасли коров, где бык чесал язык о прясло и расшивал орел прекрасный небес покров; где каждый стебель сух и тонок, кузнечик долог, звонок зной и воздух жарок, как ребенок больной; где бродит — с острым ликом птичьим, с котомкой, полной ох и ах — высокое косноязычье на костылях; где пахнет горечью и мятой, где суховей дудит в дуду, — там, кажется, я был когда-то... Или приду. Александр Спарбер — поэт. Родился в 1956 году в Москве. Работает в ГУП «Московский метрополитен». Автор книги стихов «Трава-вода» и многих публикаций. Член Союза писателей XXI века с 2016 года.
|