Главная страница Главный редактор Редакция Редколлегия Попечительский совет Контакты События Свежий номер Книжная серия Спонсоры Авторы Архив Отклики Гостевая книга Торговая точка Лауреаты журнала Подписка и распространение |
Свежий НомерРецензииЮрий Милорава, «ОВЕХО»
М.: «Вест-Консалтинг», 2016 Говорить об абстракционизме чрезвычайно трудно. Хотя бы потому, что в рамках этой темы очень сложно не удариться во вкусовщину, удержаться на хрупкой грани объективности и хотя бы на время отказаться от собственного «нравится — не нравится», дабы не навязывать читателю сугубо личные предпочтения.
Абстракционизм как художественное направление начал активно развиваться еще столетие назад. Он возник как нигилистический отголосок нового смутного времени, пришедшего на смену старому миру, который под напором кровавых войн и революций рушился прямо на глазах. Уже тогда, в 1916 — 17 годах, абстракция не только захватывает живопись, но вторгается и в поэзию, бросая перчатку в лицо литературным классикам прошлого. «Антиискусство» — вот как авангардисты определяли свои творения, этот термин жив и сейчас. Отказ от привычных форм и традиционных смыслов, не созидание, а разрушение, сознательный уход в беспредметное. Активную творческую деятельность в то время развивают, например, поэты-дадаисты, то есть приверженцы направления дада (дадаизма) — авангардистского течения, призванного отобразить полную бессмысленность бытия, наступившую, по мнению адептов, в результате нечеловеческих жестокостей Первой мировой войны. «То, что изображение человека в наше время исчезает из живописи все больше и больше, а все предметы наличествуют лишь в разложении, стало доказательством того, насколько уродлив и пошл человеческий облик и насколько мерзок всякий предмет нашего окружения. Решение поэзии по сходным причинам отказаться от языка (как в живописи от предмета), уже назрело», — такую запись в 1917 году сделал в своем дневнике один из основателей дадаизма, немецкий поэт Хуго Балль. И сегодня, ровно век спустя, нигилистическая абстрактная поэзия по-прежнему живет, более того — имеет своих ревностных поклонников и последователей. И стихотворный сборник «ОВЕХО» Юрия Милорава — явное тому доказательство. …от абсолютного болота новая стройка к не-форме ангела. К пустоте ангела
Коему место Везде где букв алфавита а б с Абс-тракт… Итак, бесформенный «ангел» абстракции для Юрия Милорава — источник неисчерпаемого вдохновения. В своем творчестве он выражает таинственные смыслы, ломает все законы языка, избавляя слова от их традиционных значений, превращая их в чистые звуки, заряженные индивидуальной авторской энергией.
плохо что далеко,
нет, не близко, но в любую далекость, с линии горизонта видно. на склоне горы это святилище — с замурованным входом… «Святилище с замурованным входом» — наверное, именно так автор представляет мир собственной души, в глубинах которой постоянно стучится, требуя выхода, причудливо искаженная, непонятная большинству неологическая буквенно-звуковая нить.
Марианна МАРГОВСКАЯ,
кандидат философских наук |