Главная страница Главный редактор Редакция Редколлегия Попечительский совет Контакты События Свежий номер Книжная серия Спонсоры Авторы Архив Отклики Гостевая книга Торговая точка Лауреаты журнала Подписка и распространение |
Свежий НомерЛитобоз
Ведущий — Евгений СтепановПоэзия невозможна без искренности. Без искренности и боли. Без покаяния. Я убежден, что поэзия — это религиозная материя. Для кого-то — проповедь, для кого-то отповедь. Для подлинного поэта — это, прежде всего, покаяние, исповедь — перед всем человечеством.
В этом смысле показательны стихи иркутского поэта Владимира Скифа, напечатанные в журнале «Подъем», № 4 / 2016. В ДОЛГУ
Я у Всевышнего в долгу: Меня ловили силы мрака. Молиться Богу не могу, Поскольку грешен, как собака. Я у лесных цветов в долгу: Я продавал их, чтобы выжить… Когда-то верил, что смогу Взрастить цветы и поле вышить. Я у земли моей в долгу! Ведь не брала меня забота, Как мало на своем веку На пашню уронил я пота. У мамы я своей в долгу За все обещанные роли. За то, что влет и на бегу Я причинил ей много боли. Я у страны своей в долгу, Что смог сегодня оглядеться, Что дал извечному врагу Над бедной Родиной слететься. И если я не помогу Отчизне, воину, калеке, Останусь, видимо, в долгу У самого себя навеки. Вероника Долина в журнале «Зарубежные записки», № 32 / 2016, узнаваема с первых строк. Этого поэта не спутаешь ни с кем. И тоже — покаяние, горечь утраты, боль. И вина — без вины. Замечательная подборка. Вот только одно стихотворение. Горькое и высокое.
* * *
Не увидела моя мама Золотистого Амстердама. Не успела. А как хотела… Так хотела — мечтала прямо. А была моя милая мама — Самая настоящая дама, Для которой все продавщицы И раскладывали вещицы, И разглаживали любовно, Щебеча, как есть, поголовно… А моя античная мама Шла, несла себя — только прямо. Папа мой и летал пониже, И мечтал-то лишь о Париже. Но Москва пустить не хотела, Пока мама не улетела. Улетела мама на небо — — взять билеты бы что ли мне бы… Погулять с отцом — не счастливо, Но хотя бы — не сиротливо. А не так, как было на деле. А на деле — не углядели. Я пишу это много позже. На отца похожа, похоже. Я сама себя укротила, Но Москве моей не простила. А чего я ей не простила? Что родителей упустила. Юрий Казарин — уникальное явление в русской поэзии. Неутомимый и глубокий исследователь и популяризатор стиха, доктор филологических наук, профессор Уральского федерального университета, редактор отдела поэзии журнала «Урал», который давно стал центром различных версификационных направлений. И, прежде всего, — замечательный поэт, один из самых моих любимых. Казарин соединил в своем поэтическом творчестве, казалось бы, несоединимое — почвеничество и метаметафоризм, сумев создать свой неповторимый и мгновенно узнаваемый стиль. Это хорошо видно, в частности, по опубликованной подборке в журнале «Урал», № 6 / 2016, по стихам в этом номере «Детей Ра». Казарин — говоря о вполне земных людях (лесовозах, плотниках и т. п.) — выходит на глобальные метафизические обобщения, через слово и звук (у поэта, кстати, как правило, точные звонкие рифмы) дает философскую (и вполне узнаваемую!) картину мира.
Разговор о метаметафоре тут не праздный. Термин этот, как известно, предложил в 1986 году поэт, философ и литературовед Константин Кедров и сформулировал квинтэссенцию «метафоры, где каждая вещь — вселенная». «Такой метафоры, — писал К. Кедров, — раньше не было. Раньше все сравнивали. Поэт как солнце, или как река, или как трамвай. У Парщикова (поэт Алексей Парщиков. — Е. С.) не сравнение, не уподобление. Он и есть все то, о чем пишет. Здесь нет дерева отдельно от земли, земли отдельно от неба, неба отдельно от космоса, космоса отдельно от человека. Это зрение человека вселенной. Это метаметафора». Юрий Казарин в журнале «Урал», № 6 / 2016, пишет: Дерево — это дерево, снег и птицы
с месяцем, истончившимся до ресницы, — в небе, в глазу, и теперь золотятся слезы: слышно, как сердце надсаживают лесовозы, — и мужики наливают с ресницей водку, чтобы построить не баню, а просто лодку. Дерево — это лодка. Я спал под лодкой — и посылал сороку за новой водкой. Плакал мой бог и лицо вытирал пилоткой… Метаметафора — налицо. Все здесь взаимосвязано — «дерево, снег и птицы/ с месяцем, истончившимся до ресницы,/ — в небе…» Возникает космос, космос поэзии, возникает, казалось бы, из ничего, из обыденных простых слов и понятий, где каждая вещь самоценна, единственна и неповторима, где «дерево — это дерево…». Но метаметафора Юрия Казарина — особенная; в ней нет ничего лишнего. Никакого семантического перебора и нагромождения. Поэт не усложняет простое и не упрощает сложного. За метаметафорой Казарина — виден человек, живущий здесь и сейчас.
Евгений Степанов — литератор, кандидат филологических наук, издатель. Родился в 1964 году в Москве. Окончил факультет иностранных языков Тамбовского педагогического института, Университет христианского образования в Женеве и аспирантуру МГУ им. М. В. Ломоносова. Президент Союза писателей XXI века. Генеральный директор холдинга «Вест-Консалтинг». Автор книг стихов, прозы, научных монографий, многих публикаций в периодике. Живет в Москве.
|