Главная страница
Главный редактор
Редакция
Редколлегия
Попечительский совет
Контакты
События
Свежий номер
Книжная серия
Спонсоры
Авторы
Архив
Отклики
Гостевая книга
Торговая точка
Лауреаты журнала
Подписка и распространение




Яндекс.Метрика
 
подписаться

Свежий Номер

№ 10 (120), 2014


Литобоз


Ведущий — Владимир Коркунов
 
К чему приводит гениальность?

Альманах «Илья» завершает цикл — нынешнее издание двенадцатое и, как говорит его создатель Ирина Медведева, в будущем проект, основная цель которого — сохранение (и охранение) памяти погибшего сына Ильи Тюрина, предстанет в иной форме. Однако помимо этого немало энергии Ирины Бениаминовны направлено на поддержку молодых (и не очень) поэтов, чему порукой — ежегодный конкурс «Илья-премия», литературные чтения и другие мероприятия. Отношение к ним может быть разное. И почитателей, и хулителей хватает, да и тексты, помещаемые в альманах — далеко не все выдающегося качества, но нельзя не отметить (а в моем случае — восхититься) подвижническим вызовом Медведевой, подвигом матери. И — чуткостью. Так, в двенадцатой книге — объемная подборка поэтов, ушедших молодыми, но ставших «участниками» литературных чтений «Они ушли. Они остались» (где о них рассказывают и исполняют произведения), ежегодно проводимых Борисом Кутенковым. В этом благом начинании у Кутенкова немало сподвижников, и Медведева — одна из них. В «Илье» — стихи восемнадцати поэтов, ушедших молодыми в конце XX — начале XXI века.
Впрочем, основное действо — конкурс, результаты которого оглашены в дни написания этой заметки. «Илья-премия’2014» досталась Дарье Кожановой, студентке МГУ, постоянному автору «Октября». Именно ее эссе «Золотая монетка» стало лучшим среди конкурсных работ на тему «Гениальность — свойство юности?». (Отметим, что в альманахе множество и других эссе, от тривиально-логичных — но не без изюминки, — до одиозных, например, Романа Файзуллина.) Процитируем некоторые сентенции из работы победителя:

«В детстве больше шансов быть гениальным — с возрастом они уменьшаются.
<…>
В детстве возможность гениальности еще не осознается — это своего рода золотая монетка, которую интересно вертеть в ладошках, не зная, что она обладает ценностью. Время пробуждения чувства гениальности — юность, когда ты смотришь на себя в зеркало, и у тебя исподтишка возникает этот щекотливый вопрос: а вдруг я гений?
<…>
Никакая спокойная мудрость не выдержит соревнования с гордо вскинутой головой, быстрыми взмахами рук и звонким голосом, бросающим в пространство страстные призывы или «стих, облитый горечью и злостью».
<…>
Ты продолжаешь читать дальше, и в твоей голове происходят как бы бессознательные процессы: ты потихоньку откладываешь в сторону Есенина и берешься за Мандельштама; ты читаешь все больше и больше — из жажды слова и боязни его повторенья (у меня произошло тоже самое. — В. К.).
<…>
И ты остаешься один на один с этим неохватным культурным хаосом, о котором ты сам еще год назад говорил: «Как это легко и приятно — писать стихи!».
<…>
Как раньше — уже нельзя, а как надо по-новому — ты не знаешь, но чувствуешь, что из-под твоей руки выходят все какие-то повторения и вариации.
<…>
И тогда в воздухе повисает, как несколько нет назад, вопрос, но уже повер­нутый лезвием, как дамоклов меч: «А вдруг я не гений?» — и вопрос этот мед­ленно перетекает в утверждение.
<…>
Шаг за шагом ты осваиваешь это новое пространство — уже без запрокидываний головы и разудалых криков, а со спокойной, уверенной сосредоточенностью.
<…>
Вращение вокруг «гениальности» отвлекает или оправдывает самовлюбленное бездействие».

Этакий цикл — от рождения до падения «гения»! И — последующей жизни, взращивания в себе себя. Некоторые фразы — под стать афоризмам. И победа Дарьи Кожановой — эстетически закономерна. Ее текст (разумеется, с разумной приблизительностью) метафорически можно объединить с жизненным путем альманаха «Илья», освоившим, наконец, свое пространство и пришедшим к главному — «спокойной, уверенной сосредоточенности». А значит, дело сделано, миссия выполнена. Впереди у Ирины Медведевой — новые проекты, вызовы и открытия.