Главная страница Главный редактор Редакция Редколлегия Попечительский совет Контакты События Свежий номер Книжная серия Спонсоры Авторы Архив Отклики Гостевая книга Торговая точка Лауреаты журнала Подписка и распространение |
Свежий НомерПерекличка поэтовНаталья ЛЕБЕДЕВА
ДРУГАЯ ПОЛОВИНА ПРАВДЫ
* * * когда я отпускала тебя
и обещала тебе не плакать на людях, я не думала, что это будет так тяжело. не думала, что когда я сегодня встречу маленького мальчика, чтобы учить его английскому языку, мне будет казаться, таким неуместным думать о буквах и звуках, об упражнениях и заданиях, быть спокойной и строгой, время от времени дурачиться и корчить рожи, хвалить и наказывать, просить и требовать, выслушивать самые-самые тайные детские тайны, в общем, думать о чем угодно, только не о тебе. я не думала, что это будет так невыполнимо. и когда я все же подумала о тебе, этот маленький мальчик ни с того ни с сего вдруг взял и заплакал. он плакал, зарыв лицо в овечью шкуру, лежащую на диване, и ничто не могло бы его утешить. я говорила ему: ну, ладно тебе. ну, будет уже плакать. ну, ты же мужчина. что у тебя случилось? а он только плакал и плакал, и не хотел показать лица. когда я обещала тебе не плакать прилюдно, я еще не знала, что умею плакать в присутствии самой себя. я не знала, что мне придется саму себя, лежащую на диване, успокаивать и гладить по волосам, и говорить себе: ну, ты же мужчина. ну, будет уже плакать. пожалуй, я никогда прежде не платила такую высокую цену за свои обещания. * * *
если смотреть на мертвенный ночной свет
уличного фонаря сквозь мокрые ветви голых деревьев, то покажется, будто это вовсе не ветви деревьев, а невероятная, невообразимая паутина в гигантских каплях студеной ночной росы. и даже если ты уже взрослый, и знаешь, что это оптическая иллюзия и что ветки у дерева не могут расти кругами, а такие огромные пауки бывают только в глупых фантастических фильмах или в фильмах ужасов, тебе все равно будет страшно. и если ты любишь заглядывать в лицо своей смерти, как заглядывают в лицо любимого человека или самого что ни на есть случайного прохожего — чтобы просто знать, что он тоже существует, как и ты существуешь; если ты любишь пить недорогой коньяк, слушать звуки дождя, добираться до дома ночным транспортом, и неделями не слышать моего голоса, тебе непременно нужно как-нибудь посмотреть на свет фонаря сквозь голые ветви ночных деревьев. если ты любишь, тебе непременно понравится. * * *
ты говоришь: это моя война.
ты говоришь: это только моя война. ты говоришь: отпусти меня на мою войну. я должен быть один на своей войне, ты говоришь. и ты говоришь правду. но твоя правда, ты слышишь, твоя правда — это еще не вся правда, а только половина всей правды, только половина ее. потому что одинокому человеку некуда деть целую большую правду. потому что вот она, видишь, — твоя война, а вот — моя. каждому своя война, и каждый из нас должен быть один на своей войне, совершенно один. но даже самому сильному, самому мужественному воину, покидающему дом вместе с тысячами таких же, как он, одиноких воинов, не по силам не знать, что за своей спиной он что-нибудь оставляет: родителей, невесту, четыре стены и крышу, или просто особый запах задувающего с реки ветра… вот и ты, пожалуйста, непременно знай обо всем этом. и это совсем не страшно, что твоя правда похожа на половину буханки хлеба, которую мы покупаем, чтобы успеть съесть этот хлеб мягким. о моей войне тебе знать совершенно не обязательно. * * *
сегодня мне вдруг показалось, будто тебя
вовсе не существует. я попробовала тебя представить, попыталась вспомнить, как ты выглядишь — и не смогла. ты — целомудренные отражения в зеркалах и стеклянных дверцах шкафа. анфас. профиль. вид сзади. ты — движение, пойманное боковым зрением. скрип двери. голос, доносящийся из дальнего угла комнаты или из коридора. ты — имя, мимоходом упоминаемое в разговорах с общими знакомыми. запах одеколона, остающийся на моей одежде после дежурного мимолетного полуобъятия (чуть менее дежурного, чем следует, в сотни раз более мимолетного, чем подразумевается). ты — сигналы о доставке sms на моем стареньком неуклюжем мобильном. килобайты и килобайты электронных писем. моих писем. когда-нибудь у меня будут дети, и они вырастут, и родят мне внуков, и мои внуки станут читать старинные романы о любви, о настоящей-пренастоящей любви, и они попросят меня рассказать о тебе — сами не зная, что просят меня об этом. они скажут: бабушка, а правда, что, когда ты была молодая, у тебя была несчастная любовь? а может быть, это будут вовсе и не мои внуки, а просто соседские ребятишки. но что мне ответить? ты — детали без целого. случайно завалившиеся за диван кусочки пазла, который давно выбросили на помойку. ты — никто и ничто. и поэтому ты — все на свете. и все на свете — ты. неправда, — я им отвечу, — любовь не бывает несчастной. Наталья Лебедева — поэтесса, филолог, страновед, переводчица. Родилась, выросла и живет в Москве.
|