Главная страница Главный редактор Редакция Редколлегия Попечительский совет Контакты События Свежий номер Книжная серия Спонсоры Авторы Архив Отклики Гостевая книга Торговая точка Лауреаты журнала Подписка и распространение |
Свежий НомерПерекличка поэтовСергей МНАЦАКАНЯН
МЕТАМОРФОЗЫ
(Из лирики советских времен) 12 строк из первой книги Под дождем и листопадом
фары чрево темноты рассекают — так анатом рассекает животы... Мир в осенней тьме таится: бьется, мучится, живет, — зверь бежит, взлетает птица, стонет сбитый пешеход. Фары сумрак рвут с налета и соединяют вновь... Но блестит до поворота колея, как свежий шов!.. Массовка
Свет «юпитера» льется в потемки —
и звездою сияет во лбу: за пятерку на массовой съемке я усердно работал толпу... юный-юный, не ради успеха, я историю делал, как мог: в кинохронике нашего века отразился сквозной свитерок. Дождь прошел. И на улицах мокрых в черно-белой густой синеве восемнадцатилетний отрок сигаретку сокрыл в рукаве... После были любовь и мученья. Что превыше минуты святой и божественного ощущенья быть толпою и быть собой?! * * *
Я просто жил, как все, в огромном этом мире,
с улыбкой на лице, в окраинной квартире. На улицах хмелел от снега и бензина — и временем ночным мне душу просквозило... И выветрило все, что, словно пылью к шелку, на душу наросло, пристало втихомолку... Остался лишь каркас, тугой костяк судьбины, исполненный как раз из обожженной глины. Душа обожжена сомнением и болью, душа обнажена, прострелена любовью... А жизнь вокруг сквозит и, прорываясь в строфы, щемяще вдруг пронзит предвестьем катастрофы. И потому в душе ни горечи, ни страха, что в будущем уже мне выстругана плаха. Фрагмент киносъемки
Что нам делать? —
не знаю, мое сероглазое горе, я надеюсь на чудо — да будут надежды светлы в час, когда выдирает тень дерева на косогоре из косматого сумрака цепкие ветви свои... Посреди сентября раскричались над миром вороны, и на станциях замерли люди в шершавых плащах, и прощально скрипит деревянная плаха перрона, и замедленно-резок — не в ногу — спасительный шаг. Мы живые с тобой — неспроста прогибаются доски, и гудят поезда, и прозрачные реют мосты, но в часы расставаний печали смертельная доза и простые слова удивительно так непросты. Может, все обойдется (слетает случайное слово), может, все обойдется, (надежда в движении губ), может, все обойдется (а после раскрутится снова), а сейчас не сердись, что несносен, растрепан и груб. Я поныне уверен, что рощи и низкое небо и огромная осень над станцией были за нас, и в потемках светилась — бесценнее жизни и хлеба — неизбывная нежность в заплаканном зеркале глаз... Крупным планом: простор, на котором темно и нелепо две фигуры, и — всё, и осенняя хмарь без прикрас... * * *
...И я ее листал,
ощупывал ладонью снег, белый на бетоне и серый, где металл... Листал, но не устал от черно-белой жизни — здесь грубый дым витал над трубами отчизны. Недаром сердце радо, что в сумерках летит ночного снегопада застенчивый петит. По деревам — курсивом, по крышам — прописным, был снег над домом — синим, у окон — золотым... Был розовым — над красным подфарником такси, а в общем — был прекрасным от века на Руси! Зима сырую верстку оттиснет нам свою, А я без шапки — просто под вьюгой постою. И в этой книге снежной вычитываю я о снах любови нежной, о власти бытия... Прозрение и навык, безмерность и предел, и — парочку поправок к той книге углядел. И посейчас листаю ее, объемом в жизнь, — все тоньше мгла ночная сквозных ее страниц... Энцефалитная баллада
Энцефалит... Какие муки,
когда отказывают руки иль отнимается язык... Неповоротливый мужик хмелен сильнее, чем от пьянства, и голосит, как соловей: галлюцинации толпятся в косматой темной голове... ...А Коля Сидоров — влюблен: его любовь строга и свята: она работает в санбате, ефрейтор срочной службы он. Их чувство трепетно, как верба, — они поженятся, наверно, а после купят патефон и, почитая жизнь за благо, начнут внимать с открытым ртом Вертинскому, а также Баху, — вернемся к музыке потом!.. Они томятся, где березы, в преддверье часа своего, и между ними — грубой прозой — ну, одним словом, ничего. О, два влюбленных обормота! Но с милою случилось что-то: раз! — гимнастерку рвет с плеча, а под соском тугим, как почка, как родинка — набухла точка энцефалитного клеща... И Сидоров, почти крича, кривился, прижигая спичкой лиловое клеймо клеща на теле молодой медички. Он мог руками гнуть подковы, но совладать с собой не смог: тяжелый дух огня и крови его качал, сбивая с ног! Он, зубы стиснув, трепетал, касаясь девичьего тела, — над ними облако летело, а в облаке ревел металл! Пилот впивался в облака на реактивном самолете, и в мире не было греха, как вы его ни назовете. И в мире не было греха — качались сосны подвенечно, вцепилось солнце в облака, как клещ, багровое под вечер! * * *
Как меняется жизнь!..
Как порывы ее незаметны, как уступки малы, а обмолвки — острей и острей, и над судьбами вьются, витая, как в съемке замедленной, эта вечная вьюга и свет городских фонарей... Так и мы — всё живем, то ее возлюбя, то ругая, поднимаясь на лифтах, скользя в снегопадах зимы, а оглянемся — глядь! — то уже не она, а другая — совершенно не та, на какую надеялись мы. * * *
Что творится спозаранок
на планете, почему люди рвутся из парадных в суматоху, в кутерьму? Из трамваев, из вагонов хлещет жизнь — через края! — словно утро, двери тронув, вскрыло шлюзы бытия... Я пытаюсь разобраться, кто же правит маскарад, хоть разъятый мир обратно, как ни ратуй, не собрать! Весь сколоченный на диво, век волнуется и рвет — облака и клочья дыма взяв в единый оборот... Я не мудрствую лукаво — философия проста: кто налево, кто направо, кто-то с Крымского моста! Ходят ноги, точно поршни! Тополями шевеля, от Архангельска — до Орши прогибается земля... Рев, посверкиванье, шелест, — на шоссе солнце в спицах завертелось, точно белка в колесе! 1968
Стансы из книги
«Золотая лирика канцелярий» Я и плакал и пел,
в канцеляриях знал свое место, в жизни все претерпел, а во имя чего — неизвестно... И спиртное хлебал, и закусывал тоже не пресно, но кончается бал, а во имя чего — неизвестно. Я не очень-то врал: жить хотелось, но все-таки честно, жизнь трясла, как аврал, а во имя чего — неизвестно. На кривых мостовых — от пеленок до Лобного места — наша жизнь — только миг, а во имя чего — неизвестно? А во имя чего — эта боль, это чувство протеста, что на сердце черно, а во имя чего — неизвестно?.. За полночным окном запрокинется звездная бездна. Тянет тайной и сном, а во имя чего неизвестно... — А во имя чего? — ты прищуришься, друг мой прелестный, — — А во имя того, что во имя чего — неизвестно... Автопортреты Пушкина
Он рисовал себя похожим на коня —
по лику лунному струятся бакенбарды... Здесь тайна кроется — так спутывают карты, так маскируются, заветное храня... Веселый завиток гусиного пера — и горло царскою охвачено петлею, он — тоже висельник! Пора, мой друг, пора навек отплыть в края, объятые зарею. Вы думаете, что уменье рисовать водило по листу раскованною дланью? Им, верно, двигало уменье рисковать в туманных вечерах или морозной ранью. Он рисовал себя в старушечьем чепце. Он рисовал себя сутулым, как вопросы... Куда там Апулей! — гримаса на лице — о как мучительны сии метаморфозы... Стена
Я бился в стену, проламывал стену лбом.
От моих плеч в стене вмятины оставались. Я бился в стену, кричал, настаивал на своем... Оказывается, вот почему приходят печаль и усталость. В конце концов, и мне плевать, что таков наш мир от начала дней и таковым пребудет, а что касается подлости и дураков, стены стоят на них — и потому стен не убудет. Итак, что мы имеем в итоге? Стоит Стена. А ты перед ней весь в ссадинах, кровоподтеках, шрамах... А ну-ка еще раз попробуем, насколько крепка она!.. Железные стены в сих социальных храмах. Стихи некстати
Вздремни в халате,
как некий тайный граф... Стихи некстати потянут за рукав... Да ну, оставьте, такие пустяки, стихи — некстати, иначе — не стихи. Стихи? А кстати, кого от них знобит? Небесной рати тень, эхо Аонид. Стихи — не в ладе строфы, не в словесах, они — в некстати не сказанных страстях. Впотьмах, в разладе, в распаде, на краю вселенной, в аде кромешном, не в раю. Испейте кофе и встрепенитесь в срок: вы — на Голгофе произнесенных строк. * * *
А ночь бездонна и черна —
во глубине ее нетленной звезда зажглась во времена возникновения вселенной... Мильоны лет струился свет, пространства преодолевая, — и вот материя живая достигла лучшей из планет. Свет выхватил из мрака ветвь над мостовой, ночную драку, автобус, и горячий ветр скользнул — и испугал собаку бродячую, оставил след в зрачке вахтера пивзавода... Навек да здравствует свобода — из тьмы воссоздавать предмет! Так в этом свете золотом разверст без временных иллюзий весь этот мир — объят огнем эпохи войн и революций... Ты в этом мире просто жил, как все страдал, любил, метался, работал, ссорился, дружил, ни с кем судьбою не менялся. А та высокая звезда из межпланетного развала, стремясь в ночное никуда, тебе сиянье даровала... Под этим светом в час ночной — вся из железа, боли, дыма — предстала жизнь передо мной без позолоты и без грима. Криминальная история 70-х
Он разрубил ее тело на части
и в рюкзаке на помойку отнес... Вот оно — наше советское счастье, ни поминанья, ни слез... После в помойку плеснул керосином, чтобы проклюнулся красный петух, — и разметался пожар по Россиям, боже, не высказать вслух, как, проживая в горящей державе в блочных квартирах чужих, с ужасом зрим — в каждом блике пожара — бюрократический лик. Эпоха
Ты зачем горячо трепетала
на суровом ветру мировом, и рубаху рвала — и рыдала, и стирала слезу рукавом... Уверяла весь мир, что бессмертна, не жалела сердец и рессор, а меж тем возникал незаметно между словом и жизнью зазор... Получается горькая повесть, но посмотрим на вещи, как есть: пропит ум и потеряна совесть, безнадежно запятнана честь. Сто заповедей из книги
«Золотая лирика канцелярий» Да пребудут во всей вселенной
эти заповеди нетленно: 1. Не опаздывайте на службу. 4. Не закладывайте по дружбе... 13. Не берите буфеты с бою! 15. Не слюнявьте конверт губою... 17. Не злорадствуйте за спиною. 18. И о вежливости взаимной вспоминайте в конторе дымной. 19. В выходной, ухмыляясь хитро, пейте в меру — не больше литра! 26. Не нашептывайте на ухо... 27. На старуху бывает проруха. 28. На проруху всегда заплата! 36-41. Верьте в истины прописные! 42. «Не живите с женою брата и с сотрудницей аппарата...» 45. Циркуляры необъяснимы. 47. Веселей и полезней йога, бюрократа и демагога!.. 52. По президиумам не прейте. 57. Соблюдайте секрет в секрете... 58. (72. Дозвониться нельзя до Бога, но не следует жить убого!..) Мимолетное
Я знаю, совладав со страхом
пред тихим ужасом больниц, что не инфарктом — значит, раком закончится земная жизнь... Или какой-нибудь аварией — молниеносной! — на шоссе... ...И нежно с вами разговариваю почти с улыбкой на лице. Сергей Мнацаканян — известный русский поэт, коренной москвич. Родился 4 августа 1944 года на улице Мархлевского, член Союза писателей СССР с 1974 года, автор многих книг стихов и прозы — в их числе «Снежная книга» (1978), «Высокогорье» (1981), «Угол зренья» (1986), «Зимняя философия» (2004), «Русский палимпсест» (2005), «Августизмы для ленивых, но любопытных» (1999, 2001), «Рваное время. Антилитература» (альманах «Истоки», 2004, 2005) и другие. Несколько книг поэта подписаны псевдонимом Ян Август. Книги Сергея Мнацаканяна изданы общим тиражом более четверти миллиона экземпляров. Печатался в «Литературной газете», «Комсомольской правде», «Московском комсомольце», литературных журналах и альманахах и др. Сочинения поэта переведены на иностранные языки. В журнале «Дети Ра» печатались главы из его мемуарной книги «Ретроман, или Роман-Ретро». Лауреат литературных премий. Предлагаемая подборка составлена из стихотворений, которые были с 1969 по 1991 опубликованы в советской печати, в журналах «Юность» и «Новый мир», в альманахах «День поэзии» и «Поэзия», во многих других изданиях, в книгах поэта, которые вышли в свет в издательствах «Советский писатель», «Молодая гвардия», «Современник». Эта публикация посвящена сорокалетию со дня выхода в свет первой книги стихов Сергея Мнацаканяна осенью 1969 года. Тогда поэту исполнилось 25 лет.
|