Главная страница Главный редактор Редакция Редколлегия Попечительский совет Контакты События Свежий номер Книжная серия Спонсоры Авторы Архив Отклики Гостевая книга Торговая точка Лауреаты журнала Подписка и распространение |
Свежий НомерЛИТОБОЗВедущий — Владимир Коркунов
Между мыслью и формой
В февральском «Зинзивере» (№ 2 / 2014) — стихи Алексея Ахматова, в «Журнальном зале» представленного публикациями исключительно в санкт-петербургских изданиях: «Звезде» и «Неве». Ахматов последовательно развивает силлабо-тонику, органично (сиречь: незаметно) подстраивая ритм стиха под психологические нужды лирического героя, передает, таким образом, его состояние.
Характерный пример — логаэд, в котором чередуются анапест с ямбом. Это создает эффект «покачивания» — на волнах ли разума; а, может, шага — неровного, опьяненного мыслями о бытии: Хорошо войти в метель
Не спеша, почти на ощупь. Справа еле видно ель, Слева ствол березы тощей. Выйду снежною порой Из натопленного дома Клубы пара, как в парной — Бархатная глаукома. Хорошо издалека Мысль обсасывать, как льдинку: Говорят, что смерть легка Под метельную сурдинку. Впрочем разве это смерть — В ледяном застыть каркасе? Смерть — согреться, смерть — суметь Вдруг оттаять в одночасье. Парадокс… А там, вдали, Дома печь гудит, что улей. Не пойму — гуляю ли? К суициду подхожу ли? За внешней простотой — симбиоз мысли и формы. Ранее я писал, что Ахматов увлекается стихотворными техниками и приемами; из года в год, от книги к книге, их проявления становятся менее заметными, следовательно — более органичными.
Будущее — в прошедшем
Новое измерение «бесконечных» стихов — в подборке Алексея Кияницы («Зинзивер», № 2 / 2014). Бытие представляется спиралью или кругом, где все взаимосвязано, и нового не происходит:
густое варево
из людей вещей звуков эпох все это станет черноземом из которого вырастет какое-нибудь будущее под солнцем под которым не бывает ничего нового Будущее — в прошедшем. Future in the Past. Будущее, взятое из карточек Рубинштейна. Не новое, но становящееся новым. Постойте, в этом кроется формула поэзии! Варево из вещей, звуков, людей (подзаборного сора), перетираясь, пройдя стадию разложения — скажем, на атомы — соединяется в новых пропорциях; так из букв рождается стих, обретаются смыслы в новых компиляциях известных слов.
Петербург смотрит белые сны
сфинксовыми каменными глазами о Пушкине о шинели Башмачкина о старухе-процентщице об императорах о революциях а я смотрю сны о нем Механика текста — схожая. Но метод более приближен к фотографии, на которой герой держит фотографию, на которой он же держит фотографию, на которой… Короче говоря, «у попа была собака…». И, вместе с тем, речь об иллюзорности, дискретности материи. И Петербург, видящий сны, — реален, и сон протагониста… И действительные персонажи, и вымышленные герои. Реально созданное — жизнью, фантазией ли. И этот текст обретает сущность — в момент написания, становясь, по выходу из-под пера, прошедшим, которой обязательно обретет реинкарнацию в будущем.
|