![]() Главная страница Главный редактор Редакция Редколлегия Попечительский совет Контакты События Свежий номер Книжная серия Спонсоры Авторы Архив Отклики Гостевая книга Торговая точка Лауреаты журнала Подписка и распространение |
Свежий Номер«КОВЧЕГ» НА КАРТЕ ГЕНЕРАЛЬНОЙ
Дети Ра ЭПШТЕЙН
МНЕ НРАВИТСЯ ЭТОТ ДОЖДЬ...
* * *
Мне нравится этот дождь — холодный, ночной, предзимний.
Я вспоминаю прошлое — как тротуары блестели. Либо я позвоню тебе, либо ты позвони мне, Давай перед сном побеседуем — каждый в своей постели. Если в доме не холодно и есть запасная обувь, Можно предаться роскоши и побродить по лужам. Может быть, эти радости — и не самой высокой пробы, Но помнишь, как оно в детстве — нарочно, куда поглубже. Я верю, что после жизни уже ничего не будет: Ни этих улиц с огнями, ни этой воды с неба. Как судьба ни назначит: от рака или от пули, В жарком облаке взрыва или на поле снега, — Я верю, что тем и кончится: судорогой, неполным Выдохом. Так вот, полностью, и ни в бессмертной лире, Ни в ином воплощении... Но надо, надо запомнить, Зачем-то надо запомнить все, что увидел в мире. О чем говорить? Все сказано. Все понято. Все забыто. Жизнь не имеет ценности, ибо она бесценна. Я не очень-то вырос с эпохи палеолита, Пройдя по всем лабиринтам позднего миоцена. Мне нравится этот дождь. Холодный, ночной, предзимний. С его спокойной мелодией, медленной и несложной. Либо я позвоню тебе, либо ты позвони мне. А может быть, просто мысленно — это всего надежней. Под небом Италии
Затем, что желанье сильней, чем запрет,
А тяга устойчивей воли, Мы клятвою связаны — в том, чего нет, И общим беспамятством, что ли. Дымятся в камине сырые дрова, Глумится судьба над героем. Ну что нам скрывать? Разве то, что скрывать Нам нечего. Это и скроем. Ты помнишь Флоренцию? — воздух, размах, И вид с той горы, что покруче? И статую с тучей скворцов на плечах, И башни, и крыши, и тучи? — Мы так же свободны, как были тогда, Да только: к чему нам свобода... Мешается с мертвой живая вода В фонтане у главного входа. Укрытый от взоров широким плащом Свидетель стоит за колонной. А может, убийца? — Ей-богу, ни в чем Здесь ясности нет завершенной. И снятся ему в италийской ночи Три облика отнятой жизни. Три тени, три страсти, три ярких свечи. Три жарких объятья на тризне. Осенью, на берегу
За неким возрастным пределом —
Спокойней дышится, когда День тверд и хрупок, как слюда, В пространстве сильно поределом. Уже теперь, уже отсюда, Уже почти со стороны, Понятней — главная причуда, Идущая из глубины, Где нити переплетены. Вот так растет шиповник в дюнах, Вплетаясь намертво в песок — Не разобравшись, не продумав, А зацепившись там, где смог. Он к октябрю почти засох. Вот так — последняя пчела В холодном солнечном закате, Как знак, поставленный некстати, Блестит фигуркой из стекла. Она еще не умерла, Но нет в природе виноватей — Ее, не совершавшей зла. А океан все волны катит: Пришла, расплющилась, ушла. Однообразные дела, Но силы есть — надолго хватит. «Прости, прощай же!» — говорю. Кому? — неважно. Может, лету. На пчелку стынущую эту С печалью пристальной смотрю. Непросто покидать планету. Вспоминая физику
1
Все стирается в памяти. Толща дней — Абстракция, — но не большая, чем толща воды: по мере Роста непроницаемости для взгляда, событья в ней Теряют свою весомость. Закон Архимеда не менее Приложим к помещенному в память, чем на морскую гладь: Камню, чайке, красавице — в общем, к любому телу. То, что в нее погружается, то, что не удержать, Тонет, теряя видимость. И — развивая тему — Чем больше дней, тем внушительней, тем глубже ее предел. Не пробьешь никаким прожектором. Утверждая это, Я объективен и холоден. Так в школе, когда-то, мел Выводил искомую формулу, равнодушный к сути предмета. 2 Чайка скользит по глади, пока жива: Жиром смазаны перья, и воздух между Ними. Хитрая выдумка естества. Пловец, пока не отчаялся, не потерял надежду, Машет руками. А камень — сразу идет на дно, Разве что с силой брошенный, вдоль поверхности, рикошетом Тогда он еще попрыгает. Все равно Нельзя опровергнуть физику. Забудь об этом. Все стирается в памяти. В ее морском, В ее безбрежном просторе — на поверхности нет и пыли. Но пока мы можем махать руками, водить зрачком, Наша участь — барахтаться, противиться энтропии. 3 Невозможно спорить с природой — никогда, нигде Не делает исключений, не играет в наши игрушки. Но зато возле берега, да в ясный день, Как сверкают ее камушки и ракушки! — Словно детские воспоминания, просты, ясны, Средь песка, в который, казалось бы, все истерто, На мгновения вспыхивающие — от волны до другой волны, Подлинные сокровища — того, особого сорта, Который один и оправдывает все труды, Любую боль, оскорбление, обиду, фразу... Мы — как дети, играющие у воды. Все стирается в памяти. Но не все сразу. 4 (добавление) Если здесь допустимо еще продолжение, то оно Относится к области химии, то есть распада духа На совсем простые молекулы. Встань, распахни окно: Азот, углекислый газ, кислород... Так как смерть-старуха Оставляет нам только массу из всех физических свойств, То акустика, оптика, термодинамика, даже Кинематика — все это только уже пустой И бессмысленный перечень. Время стоит на страже — Прости за банальное выражение, но — стоит, Равнодушно стоит, никуда не сдвигаясь с места. Я забыл: что там о памяти говорит Моя ключевая фраза? Но это и так известно. Луна
Вот повисла луна — словно чье-то лицо над холмами,
Напряглись облака, чтоб не дать ей на землю упасть: Как в старинном, до боли забытом французском романе, Где холодный расчет прикрывает безумную страсть. И стоят облака, для луны образуя основу, И мешают земле дотянуться рукой до луны — Чтоб не верили мы ничему, даже честному слову, Потому что природе любые зароки смешны. Раньше старость пугала, как все неизвестное, впрочем, А теперь она что? — стань на цыпочки и дотянись. Это осень форсирует увеличение ночи, Создавая гармонию и балансируя жизнь. Седина в волосах, бес в ребре и судьба на излете, И все тот же французский роман выплывает опять: Там герой, уличенный и схваченный, на эшафоте, Видит тучи, луну — и еще продолжает играть. * * *
— Что делал ты в Москве? — Да так, бродил с друзьями, Катался на метро, пил чай, кефир, вино, Трепались всякий раз до одури ночами. — О чем же? — Обо всем, да вспомнить мудрено. — Был на Таганке? — Нет. — На Малой Бронной? — Не был. — А в Пушкинский музей сходил? — Не довелось. — Так что же ты успел? — Московским зимним небом Наполнить жизнь свою и пропитать насквозь — Чтоб, обступив меня, домами встали даты, Которые давно снежок запорошил, Чтоб вспомнить не спеша о том, как я когда-то И торопился жить и чувствовать спешил. Леопольд Эпштейн — поэт. Автор поэтических книг «Грунт» (Бостон, 1993), «Фрагмент» (Тинафлай, 2001), «Спираль» (Глобус-Пресс, Винница, 2008). Окончил механико-математический факультет МГУ. Работал программистом, научным сотрудником, преподавателем, дворником, кочегаром в Ростове-на-Дону и Новочеркасске. С 1987 г. в США, работает программистом в Бостоне. Публикации в журналах «Континент», «Время и мы», «Индекс / Досье на цензуру», «Дон», «Ковчег», в антологии «Освобожденный Улисс». Переводил поэзию с английского (Шекспир, Байрон, Китс, Джойс), грузинского (Г. Табидзе), китайского. |