Главная страница Главный редактор Редакция Редколлегия Попечительский совет Контакты События Свежий номер Книжная серия Спонсоры Авторы Архив Отклики Гостевая книга Торговая точка Лауреаты журнала Подписка и распространение |
Свежий Номер«Литературные известия» на карте генеральнойМаксим ШМЫРЁВ
В ГОРОДЕ ХМУРОГО СОЛНЦА
Грустное стихотворение Хочется написать стихотворенье.
О листьях, опадающих с деревьев, О яблоках, забытых на скамейке. Перед отъездом в город. О пустых дорогах, остановках, О звездах. О том, что дождь идет уже неделю, И безразлично, Что завтра обещают ясную погоду. О старой карусели, Облезшей краске и крапиве Вокруг... О мерзлых лужах ноября. И, наконец, О листьях, Опадающих с деревьев. 02.04.2011
Ноябрьское
Когда на город издалека,
Наплывают синие тени, Хочется истончиться — как облака, Как на морозе растенья. Хочется стать незаметным — таким Бывает во сне дыханье, Так по земле стелется дым, Когда угасает пламя. Так листья падают вниз На покатые крыши, И капли дождя стучат о карниз: Глуше, медленней, тише. Стоя лицом к солнцу
В Италии началась весна,
И птицы снова, Как из рук святого Франциска Разлетались на четыре стороны света. Муссолини была велика старая форма, Он долго читал вечерами, Достоевского и Ницше, Его лампа светилась в окне, И сумерки то наступали, то снова Отступали назад. Союзники говорили об устройстве мира, Гитлер рассуждал о «чудо-оружии» И готовился к самоубийству. Дуче собирался уйти в горы, С верными чернорубашечниками, Чтобы там сражаться. А еще он бросал в озеро камешки, Бывал в Милане, Где ему снова кричали «Дуче!», Восторженные толпы, Впрочем, он интересовался все меньше, Своей убывающей властью, На заседании, посвященном Отражению наступления партизан, Он спросил выступавшего немца, «Штандартенфюрер, Вы верите в Бога?.. А генерал Вольф Говорит, что верит…» Улицы Милана были залиты солнцем, Кто-то хотел бежать в Швейцарию. (Швейцарцы всерьез полагали, Что Гитлер не напал на них, Потому что испугался Их армии…) Другие фашисты пытались затеряться На мансардах Милана, В кабачках Равенны, Слиться с народом, продавать помидоры, И кьянти, Пока не минует ярость Толпы и не пройдет время «Справедливого возмездия», О котором когда-то писал Бунин: «Крестьяне, разграбившие имение, Ободрали перья с павлинов, Все, до единого, Потому что «господская птица», И потом их отпустили — Голых, обезумевших от боли, Метаться во дворе усадьбы…» А в Париже французы, Освобожденные без единого выстрела, Резали бритвами И обривали наголо Девушек, Гулявших с немецкими солдатами, Давая волю униженному Галльскому духу. Русские шли на Берлин. А Муссолини читал Достоевского, Лампа моргала, Сгущались сумерки и фонари Казались яйцами, Где желтком загустело солнце. …Ракель ругалась с родными, Доставалось самому Бенито, Петаччи тоже кричала, Названивая по телефону, И хотела быть с Муссолини, Итальянскую семью не проймешь Концом фашизма и Рейха. …Однажды к нему залетела ласточка, Отчаянно билась о стены, Он выпустил ее на свободу, А потом сказал журналисту: «Мне никто не откроет окно, Остается только умереть, И это справедливо». …Дуче арестовали 27 апреля, Заодно и Клару Петаччи, Таскали по каким-то виллам, Крестьянским домикам, Муссолини молчал И смотрел в окно на горы. А Петаччи старалась держаться На людях достойно. А ночью рыдала В заштопанную подушку, Новую она отдала Муссолини. Охранник не устоял перед искушением, Подсмотрел, как она мылась, В полумраке, в крестьянском доме. «Я никогда не видел Такой красивой женщины» — Так он рассказывал после. Их расстрелял наспех Комиссар из Милана, Муссолини сказал: «Целься мне в грудь!» А Клара рыдала и закрывала его Своим телом. На часах было двадцать минут пятого, И пошел проливной дождь. Тела отвезли в Милан, И повесили за ноги, Потому что было любопытно Всем людям, Собравшимся на городской площади, И хотелось рассмотреть получше Это необычное зрелище. …В его государственном строе Было много комизма, Его армия умудрилась проиграть Практически все сражения, Замерзнуть под Сталинградом. А флот утопили Устаревшие Британские самолеты. Но дуче один, среди всех Фюреров и президентов Той эпохи Выглядит живым человеком, Усталым, Небритым, думающим О Боге, И о Его милосердии. …И стоит помнить, Что он — тоже единственный, Из генсеков и президентов, Сумел умереть как мужчина, Стоя лицом к солнцу, Вместе с женщиной, Удивительно красивой, Любящей. Плакавшей в заштопанную подушку В ночь перед расстрелом И оставшейся рядом с ним — Ее застрелили первой. Стихотворение о красной розе в банке,
срезанной неделю назад Состав цветка.
С зеленым стеблем, Похожим на замшелый ствол. И темно-синим Оттенком на бутоне, Так краски перемешаны в закате, Размыты облаками и дождем. И черенок в воде холодной: Отрезок до небытия Все сокращается… Так времени немного, Что можно в горсть его собрать. Но тянется цветок, Чтоб засыхая, На Свете том опять найти Земли упругость, Теплый воздух мая. …Без плоти, Что потеряна в пути. О вреде просмотра картин с ветряными мельницами
Какие одинокие ветряки!
И в небе редкие облака… Как пусто и светло… Стоять хоть год, хоть два, И не услышишь Ни шороха дождя, Ни скрип шагов по снегу, Ни шелеста листвы, Ни звона, скрипа, кашля, Да мало ли чего!.. Лишь ветряки на горизонте. И ощущенье: «Ведь что-то здесь не так!» Перерастает В уверенность. …Ведь эта тишина — Беззвучный крик с зажатыми губами. Там пустота высасывает воздух, И мертвецы закидывают блесны Сюда, тебе под нос! Ты попадись, попробуй… У последнего фонаря
На улице плюс пять.
И этот свет, Прозрачный, белый, Спокойный, как носилки в морге. Похожий на сиянье Погибших звезд. На нотную бумагу, Что ластиком до дыр истерта. Сегодня дождь. Я слышу, капли бьются, Об ржавчину и серый камень, И черные сугробы Становятся все ниже. Звуки глуше, Стучат секунды. Как бритвы, не отбрасывая тени. Но где-то в глубине, Где яблоки созрели, Где сердце. На улице, промокшей от дождя. У фонаря последнего, заката. Ты. И окна сини от холодных капель. Черные фигуры
Я видел черную фигуру,
Плавающую между зданиями. Потом оказалось — это тень от дерева. Так что я не вижу Черные фигуры, Плавающие между зданиями. Но не стоит поэтому думать, Что их Не существует. Рассказ о рыбе-метро и заносчивости автомобилистов
Метро напоминает рыбу,
тяжелую, усталую как крейсер, Стоящий у причала в ржавчине, огромный. Ее не слышно сверху — лишь рябь по лужам, мерное дыханье. Она шевелит плавниками и втягивает в жабры мириады пузырьков, людей, огни, собачек, тачки, и вовсе дрянь, без цвета и названья. И даже мобильники, хоть слышно и неважно… Утаскивает их на дно, к себе в придонное теченье. Доступны абоненты теперь на глубине, где светятся гнилушки, средь мусора и статуй Ахиллеса, барахла, измызганных газет. Переползают нищие как крабы. На «Маяковской» псевдо-небосклон, Лучится светлыми тридцатыми годами… Метро плывет меж временами, Встревая в явь, ныряя в сон. В волнах бетона что застыли… «…Как копошатся в этом иле?» — Думают Сидящие в автомобиле. О времени, предшествующем началу осени
…У моря где-то жарят рыбу,
На углях, прямо у воды, Волна синеет, парусник плывет… Так аккуратно, так примерно. Но все-таки другие смыслы Просачиваются тихо в мир. Они до времени себя не обнаружат. В чужих нарядах, тихие личинки, Они лежат: На набережной, вдоль дороги… Вдоль горизонта — облака, деревья?.. Извилистая поступь многоточья Во фразах путает следы. Фонарь горит, и круг расплылся Как отражение луны на мостовой. И отовсюду листопад: Миллионы бабочек, Горящая бумага, Письма, телеграммы, За множество веков, со всех почтамтов. …И наступает завтра. Сон, увиденный днем в субботу
Я опять видел во сне
мертвых людей и зверей. А может — их души. Спрашивал: «Как дела?..» или трепал за уши. И я плакал навзрыд, слезы лились сами. Жаль, что наяву хожу с сухими глазами. Вторая осень после 20 апреля
Пересчитал по пальцам наших,
Недосчитался Непомнящего Саши. Без него в «Маяковском» тише. Сны серого кота на крыше, Все автостопы, «убей янки», Якут, к полюсу тащивший санки, Сидят и смотрят грустными глазами. Даже Свидригайлов не поехал в Майами. Сентябрь пришел на могилу в Коврове. И дорога гуляет на воле. …Перемещается наших список В череду поминальных записок. О длинноносом поэте в метро
Ко мне в метро обратился
Носатый мужчина Лет шестидесяти В синих вельветовых джинсах: «Я написал книгу стихов… Двадцать пятую, Купи, а?..) И потом добавил: «Знаешь, и все напрасно…» Тут он покачнулся И завалился набок, Потому что был сильно пьян. Я поймал его за рукав. И, выходя из вагона, (Была моя остановка) Подумал: «Это практически я Лет так через тридцать, Только нос У меня Покороче…» Максим Шмырёв — поэт. Родился в 1973 году в Москве. Окончил Литературный институт им. А. М. Горького. Стихи перепечатаны из газеты «Литературные известия» № 37 (67), 2010 г.
|