Главная страница Главный редактор Редакция Редколлегия Попечительский совет Контакты События Свежий номер Книжная серия Спонсоры Авторы Архив Отклики Гостевая книга Торговая точка Лауреаты журнала Подписка и распространение |
Свежий НомерАлександр ГАБРИЭЛЬ
ПЫТЛИВЫЙ ВЗГЛЯД
(Стихотворения 2021–2022 гг.)МАШИНА ВРЕМЕНИ
И длилось детство, чистое, как горница,
хоть были там бессонница, бескормица, обломки недостроенных мостов... Но время, как будённовская конница, ворвавшаяся с гиканьем в Ростов — оно не назначает вам свидания, оно взрывает сваи мироздания, взметая ввысь улегшуюся пыль, и возвращает счастье и страдания — весь старый стиль, годящийся в утиль, весь этот быт с приемниками громкими, дискуссии с соседями неробкими, познавшими печаль своих утрат, и дворик меж хрущёвскими «коробками», темневший, как Малевича квадрат. В уэллсовском безумном ускорении летит куда-то вдаль машина времени и честно возвращает мне мое фрагментами случайными и древними страны, где на веревке меж деревьями постиранное сушится белье. ГРОЗА
Ветер мчится со скоростью русской борзой,
на земле и над ней стаи птиц беспокоя. Небеса, потемнев, набухают грозой, возвращающей время к концу мезозоя. Некто свыше, держащий чертежик в руке, отсебятину внес в распорядок рутинный и приклеил стальной изолентой к реке отражения туч, словно серые льдины. В небоскребе, торчащем у входа в метро, пробивающем неба одышливый полог, вновь над картой, как будто на картах Таро, все колдует проверенный метеоролог. Проводов и машин нескончаемый гуд, на карнизе опасливо съежился ворон... Некто свыше глядит: муравьишки бегут, возвращаясь к своим незатейливым норам. Некто видит Гудзон, и Дунай, и Янцзы, и тропинку в лесу, и рыжинку на листьях... Ну, а люди — все так же боятся грозы, а порою — и ею очищенных истин. В ОДИН ДЕНЬ
Как краток день, лишившийся расцветок,
которыми дни августа грешат! Переплетясь, в окошке пара веток осенний дождик пьет на брудершафт. Дыханье дня неспешно, монотонно, и грусть, не по-осеннему светла, приходит в дом из тонкого картона, из памяти и хрупкого стекла. Здесь время зябнет в приглушенном свете, и, воздух насыщая на лету, бесцветная пыльца десятилетий слегка снижает зренья остроту. Извечная ноябрьская затея — заставить думать о добре и зле... Листок свалился с неба и, желтея, свернулся в трубку мира на земле. Никто не снял полет его отважный на видео. Привычно, да и лень... И, согласись: не страшно, что однажды и мы умрем. В один и тот же день. КАКАЯ ПРОЗА!
Про любовь где-то было: скамейки, вздохи —
ширпотреб, артефакты другой эпохи, ананасы в шампанском и прочая дичь. Там бессонный озноб непроглядной ночи, там индийские страсти да нервы в клочья, там душок суицида, инфаркты и ВИЧ. Только краски теряют свой облик броский. Дульсинея спокойно живет в Тобольске с погрузневшим идальго немаленьких лет. И помпезные страсти не вспомнит чета, и судьба — словно трель на конторских счетах. Что ж слезливо былому глядеть-то вослед? Нет разбитых сердец и следов невроза... Тут романтик воскликнет: какая проза, умудрившись от скуки своей изнемочь. Но сидят себе двое за поздним чаем, разговор их негромок и нескончаем, и в окошко глядит удивленная ночь. ПРИЕМНАЯ
Сонливая тихая осень,
приемная в офисе стуж... Читаются Бродский и Лосев, восторженно пишется чушь. Тревогою пахнет, дефолтом, мгновением, прожитым зря... И красное смешано с желтым на мокром лице октября. И ветер уносит в котомке сокровища теплого дня... Как в странной замедленной съемке, исходит на шаг беготня. В одну из воздушных воронок, штурвал свой сломав и рули, все падает лист-октябренок, никак не коснется земли... Дождливое многоголосье становится звуком души... Читаются Бродский и Лосев. Молчи. Ничего не пиши. ОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Достаточно обычный человек:
пытливый взгляд из-под набрякших век; умение и оценить, и взвесить, но мало сил для разворота вспять. По нравственной шкале — оценка «пять». Оценка «пять» при максимуме «десять». Достаточно обычный человек: взлетал он в небо и спускался в штрек, судил других и ими был судимым. Не переждал он беды за углом: царапины случались, перелом, но в целом — оставался невредимым. Хватал штурвал то Данко в нем, то Кай, куда-то вел его Тяни-Толкай, не верный ни отливам, ни приливам. Куда толкнуть все то, что утянул, советовал лихой вселенский гул, его отнюдь не делая счастливым. Не то чтоб за душою ни шиша, но старились и тело, и душа с мечтами и курком на вечном взводе... Судьба брала так часто на «слабо», что он застрял меж Рэмбо и Рембо в изученном порту, на мелководье. Обычный человек. Но в том ли суть, что к финишу земной подходит путь? — нет. Спину утомленную сутуля, надеется и он — как я и ты — услышать глас с небесной высоты в расплавленном созвездии июля. КОММУНАЛКА НАЧАЛА 50-х
Как трудно в коммуналке быть поэтом!
Извечная проблема с туалетом. Беда, когда несчастно естество. Над лампочкой у входа мошки — роем... Иван Кузьмич страдает геморроем и гайморитом, черт поймет его. В дырявой майке, хмурый, одноглазый; мат щерится почти из каждой фразы, сводясь лишь к одному: «Попробуй тронь!» Ивана Кузьмича никто не любит. Он в комнатном своем унылом кубе смолит «Казбек», насилует гармонь. А, говорят, он был другого нрава, когда была жива супруга Клава, он в Ялту ездил с ней и в Геленджик... Умел быть обаятельным, чертяка!.. Теперь трезвонят про него двояко: мол, был в плену. Сомнительный мужик. Из мебели в его каморке — койка, стол, старый табурет и мухобойка... И, как в любой из многих прочих нор, на стеночке, крошащейся и хрупкой — великий человек, дымящий трубкой, заправленной «Герцеговиной Флор». АННА
Скрылась очарованная даль,
стаивает память, словно льдина... Анна Герман. Голоса хрусталь, равно хрупкий и непобедимый. Помнится тот голос иногда; в нем звучит печальная истома: «Светит незнакомая звезда, снова мы оторваны от дома». Ариадна размотала нить, о Тесее неустанно плача... Дом сменился, что греха таить, в звездном небе тоже все иначе — черный безразличный парагон... Даже днем на кленах — клочья хмари. Хоть совсем писали о другом Добронравов с Пахмутовой в паре. Все границы стерлись в полумгле. «Радуйся!» — твердим себе. — «Enjoy it!» До чего ж условно на земле разделенье на «свое» — «чужое»! Все у нас вразброс, наоборот... Вон — морошка вместо эвкалипта... Но жива надежда, как народ, сорок лет бродивший по Египту. Здесь у нас туманы и дожди, серое надгробье небосвода... Но и там, откуда мы, поди, тоже некурортная погода. Но однажды, знаю, там и тут под притихший в небе отзвук грома праздничными звездами взойдут взлетные огни аэродрома. ЛЕСНОЕ
В веселье пребывая ли, в тоске,
суть потайную пряча между строчек, лес говорит на птичьем языке, и здесь любой бессилен переводчик. Левее путь держи или правей — одно и то же, сколько б сил ни тратил: отбившийся от стаи муравей, долбящий древо одинокий дятел. Природа крутит древнее кино, не стоящее сайтов Википедий, где даже солнце в небесах — одно, лишенное друзей, врагов, соседей... Еще совсем чуть-чуть — и я пойму, сполна доверясь прагматичной Музе, что человек не нужен никому, хоть он и раб совсем других иллюзий. ТАБУРЕТОЧКА
О, время, когда ты, взрослевший помесячно,
пытливо оттачивал зренье и слух! И клетка грудная обширнее лестничной была от восторга, спиравшего дух. Цвели за оконцем объекты ботаники, на солнышке грелся домашний причал... На кухоньке крохотной жарились драники, скворцы голосили, и воздух шкворчал. Все рядом: подсвечник со ржавою ножкою, сосед-старикан, энергичный, как тролль... И спал под подушкой и красной обложкою сам Матиуш Первый, великий король. Обои, от тягот и времени выгорев, седой потолок подпирали плечом... И звал меня Ким за компанию с Игорем, стуча по асфальту футбольным мячом. И я, каждой детской вибрируя клеточкой, во двор вылетал, от горшка два вершка, и вечно ногой задевал табуреточку, с которой читал для гостей Маршака. ТЕОРИЯ ПЛОСКОЙ ЗЕМЛИ. ЭПИЛОГ
...И Слон ушел, трубя от облегченья.
И, жизнью наслаждаясь, как дитя, травы наелся в джунглевой харчевне, победно серым хоботом крутя. Счет не ведя ни времени, ни милям, с бурлацкою простившись бечевой, Киты уплыли бойким вольным стилем. Их океан отныне — Мировой. Куда-то ломанулась Черепаха, подслеповато головой вертя, насвистывая Моцарта и Баха. Движенье — все. Покой — ко всем чертям. У них у всех в их картах медицинских диагноз: «Недержание Земли». А люди что? Пусть составляют иски о том, что их держатели ушли, пусть в происшедшем не находят смысла, и слезы льют, и щурятся на свет... А в пустоте планета их повисла, еще не зная, падать или нет. ЧЕЛОВЕК ВОЗРОЖДЕНИЯ
Несомненным прогрессом сердца мы себе убаюкали,
изощренно Прекрасным свои разукрасили дни, но никак не поймем, что важнее: искусство? наука ли? — суть поди отыщи под завалом сплошной болтовни. Микроскоп ли? Рояль? Всяк имеет свои предпочтения. Очень узок расклад, что по сердцу нам, что по уму. Почему и куда ты исчез, человек Возрождения, Леонардо да Винчи с талантом почти ко всему? Мы гордимся собой. С лошадей пересели на «Хаммеры», в аппаратах летательных в небе висим голубом... Но умения наши тесны, как тюремные камеры, всюду стены, в которые вновь упираешься лбом. И мерещится новый сюжет и другая просодия, где, коллекцию многих талантов в себе же открыв, под водой, в батискафе работает Жак-Ив Кустодиев и рисует портреты дородных торжественных рыб. Знает все он про все — от большого до крохотной мелочи, а когда же о чем-то его попросить под шумок — он плечами пожмет, улыбнется: «Да долго ль умеючи?», ну, и сделает. Сделает так, как никто бы не смог. ОТТИСК
Я сплю. И сны мои — отстой,
скрап, переполнивший мартен. Как будто я курю кальян... Дым — в воздух сонный: Лев Николаевич Толстой в лаптях от фирмы «Лабутен» на самой Ясной из Полян стрижет газоны. Я врос душой в забытый век, который день не пью, не ем, забыл попсу, забыл Du Hast — не греют душу. Как всякий лишний человек, включаю радио FM — там Достоевского подкаст. Не грех послушать. Застрявший между знаков «STOP» с печалями наедине, я ждал от жизни перемен, от скетчей — драмы. Но, веря в личный стетоскоп, задумчиво пропишут мне Булгаков с Чеховым рентген с кардиограммой. Когда-нибудь наверняка в грядущем, на исходе дня найдется Ариадны нить среди вещдоков. Ну, а пока-пока-пока звонит мобильник, и меня на хутор бабочек ловить зовет Набоков. Сон был. И он остался сном, в нем нет ни следствий, ни причин. Как прежде, свет граничит с тьмой. Ни звезд, ни терний... И я всего лишь об одном прошу: останься различим, постфайзеровский оттиск мой на постмодерне. Александр Габриэль — поэт, дважды лауреат конкурсов им. Николая Гумилёва (2007, 2009), обладатель премии «Золотое перо Руси» 2008 года, автор многочисленных газетных и журнальных публикаций в США, России и других странах. Автор четырех книг. С 1997 года проживает в пригороде Бостона (США).
|