Главная страница Главный редактор Редакция Редколлегия Попечительский совет Контакты События Свежий номер Книжная серия Спонсоры Авторы Архив Отклики Гостевая книга Торговая точка Лауреаты журнала Подписка и распространение |
Свежий НомерПерекличка поэтовВера ЧИЖЕВСКАЯ
Молодой двадцать первый век
«Полет валькирий» для «сверхчеловека» Рихард Вагнер писал оперы, любовно перебирая
германский эпос, и купался в шелках и славе благодаря королю Людвигу II Баварскому, который готов был ради любви к композитору отречься от престола! Фридрих Ницше тоже не чаял души в музыке Вагнера, но его обескураживали шелка и бархат и то, что композитор бессовестно пользовался расположением короля. За это сибарит Вагнер обвинил Ницше — аскета и мыслителя — в том, что все философы обманывают и губят людей. …В 1889 году Ницше потерял рассудок и последние одиннадцать лет безмолвно и безвольно доживал в Баварии, в Веймаре — городе Иоганна Вольфганга Гёте. В этом же году в Линце родился и вырос Адольф Гитлер, который мечтал перестроить родной город, превратив его в столицу Третьего рейха. Но для начала недалеко от Веймара основал Бухенвальд, а позже — поближе к Линцу — Маутхаузен. А Вагнер и Ницше, навсегда поссорившись при жизни, после смерти неожиданно оказались рядом. Найти общий язык с Фридрихом Ницше Гитлеру помогала сестра уже покойного философа, извращая произведения брата, чтобы они преданно служили фашизму, а «Полет валькирий» Вагнера стал гимном люфтваффе. Но Сверхчеловек Ницше до сих пор трактуется искаженно. К счастью, Два Кита Великой немецкой культуры не дожили до национального позора СВОЕЙ Германии. 1 — Живые пчелы Наполеона (Триптих)
«Наполеон — чудо присвоения века
одним человеком». Шатобриан Между двух огромных материков в грандиозном океане маленькая точка на глобусе — остров Святой Елены, где томился в смертном заточении последний просвещенный деспот, утверждавший в двадцатилетнем возрасте, что «любовь гибельна с точки зрения общества и личного счастья людей», но потом всю жизнь любивший свою Жозефину… Последний бог войны — этот маленький капрал* в треуголке сумел доказать, что не только оружием выигрываются военные сражения. …Его пчелы** приносили ему нектар побед и пыльцу поражений, но не забывали жалить, жалить, жалить… кого — пушками, кого — шпагами, кого — врукопашную, оставляя после себя неприязнь, зависть, удивление, восхищение и нам, живущим двести лет спустя… Кто будет тот, кому удастся присвоить век двадцать первый?.. *Так ласково простые солдаты называли Наполеона не только из-за его маленького роста (прим. автора).
**Личный символ Бонапарта (прим. автора). 2 — Век и столетие
Молодой Двадцать Первый Век
весь в фирмовом прикиде с ноутбуком под мышкой прикатил в гости к Девятнадцатому Столетию. Столетие все в золоте, жемчугах и с брабантскими кружевами на манжетах. — Привет! — говорит Век. — Мое почтение, — отвечает Столетие. — Что вам угодно? — Хочу получить из рук вашего знаменитого императора Орден Почетного Легиона!*** Девятнадцатое Столетие строго пресекает бесцеремонность Двадцать Первого Века: — А у вас есть заслуги перед обществом? — — Пока еще нет, но я вычитал в Интернете, что ваш император любил повторять: «В ранце каждого солдата лежит жезл маршала!». — Что-что?! — восклицает стремительно входящий Наполеон Бонапарт. — Вы ростом выше меня как раз на одну голову, но ваша беспардонность может помочь мне устранить это отличие! Расскажите-ка лучше, как поживает нынешнее человечество? Двадцать Первый Век поспешно лепечет: — Мои дед с бабкой при упоминании имени «Наполеон» всякий раз удивляются: «За каких-то пятнадцать лет этот маленький капрал в треуголке натворил (или совершил), — точно не помню, — осмотрительно оговаривается льстец, — столько невероятных дел!..» …Статуя Наполеона, не дослушав, гордо поднимает голову и, возвращаясь на Вандомскую площадь, тихо шепчет: — Франция… Армия… Авангард…**** ***Орден Почетного Легиона был учрежден императором в 1802 году как Знак отличия за военные или гражданские заслуги (прим. автора).
****Последние слова Наполеона Бонапарта (прим. автора). 3 — Вместе с Гёте…
Господин Гёте,
что заставляло Вас говорить хулителям Наполеона Бонапарта: «Оставьте в покое моего императора!»? Ведь у вас не было СВОЕГО императора! Вы преданно служили Веймарскому герцогу Карлу Августу, который был и Вашим задушевным другом, и Вашим щедрым меценатом, и горячим товарищем по мужским играм. «Квинтэссенция человечества» — не слишком ли сильно Вами сказано о Наполеоне, господин тайный советник? Вы забыли, как на аудиенции в Эрфурте он даже не пригласил Вас сесть?! Или Вам польстила его фраза, произнесенная при посторонних: «Вот это человек!»? Или то, что в военной походной библиотеке за ним повсюду следовал Ваш «Юный Вертер»? А может, особый привет, который передал Вам император, проезжая в простом экипаже через ночной Веймар, спасаясь бегством из России? …Пленник острова Святой Елены так и не узнал, что Вы продолжали носить Орден Почетного Легиона. Иначе он мог бы закрыть рот любому Вашему хулителю: — Оставьте в покое моего Поэта!.. Ключевое слово
Филипп Македонский,
подойдя к воротам Спарты, долго перечислял в послании, ЧТО он сделает с непокорными спартанцами. Они отправили ему лаконичный ответ: «Если». Спартанский царь Леонид отреагировал тоже лаконично: «Придите и возьмите!» — на предложение персов сложить оружие в обмен на жизнь. «Пришел, увидел, победил!» — доложил сенату о победе над понтийским царем Юлий Цезарь. Вспомнилась лаконичная фраза Плиния Старшего: «Ни дня без линии!», — восхищенного произведениями греческого художника Апеллеса… …Пыталась понять, почему людей, умеющих ограничивать себя, никто не называет ограниченными? И среди множества однокоренных слов: «грани, граница, ограничение, ограничитель, пограничный…» сверкнуло ключевое слово — ОГРАНКА! Паломничество в Касталию Герману Гессе — магистру игры
«Если долго вглядываться в бездну,
бездна начнет вглядываться в тебя». Ф. Ницше «По ту сторону добра и зла» Досточтимый! В год Вашего рождения Фридрих Ницше вот-вот собирался отправить в беспредельное путешествие своего Заратустру в поисках истины бытия, а собственный путь философ дерзко прокладывал «По ту сторону добра и зла». Вы родились и очень рано пытались понять: зачем? И начали вглядываться в бездну. …После Вашего бегства из семинарии родители-пиетисты отправили Вас в маленькую хижину для слабоумных, не подозревая, что их ребенок — гений. И однажды Вам пришлось доверить свои мучения револьверу… Я знаю, что оставшись в живых, Вы написали другу: «У меня дырка в крыле, и мне нужно идти пешком столько, сколько потребуется»… Жизнь вынуждала Вас вглядываться в бездны, которые то и дело попадались на Вашем пути. А потом весомое слово сказал психоанализ: поселившись поблизости, Вы посещали Карла Густава Юнга, который помогал Вам изучать повадки «Степного волка»*. И — совершив «Паломничество в Страну Востока», в самый «расцвет» нацизма, Вы спели ГИМН Интеллекту, понимая, что «Игра в бисер»** окажется бисером перед свиньями. Но Вы полагали, что родились затем, чтобы попытаться спасти мир. Досточтимый! Спасать мир было уже поздно! …Магистр Игры умер, да здравствует Магистр? Нет… Я завтра снова отправлюсь в Касталию, где все еще живет Досточтимый — Магистр Игры, запретивший бездне смотреть мне в глаза. *«Степной волк» (1927) — автобиографический роман Германа Гессе (1877 — 1962) (прим. автора).
** «Игра в бисер» (1942) — роман Германа Гессе, в котором изображена воображаемая высокоинтеллектуальная страна Касталия, обособленная от прочего мира (прим. автора). Электронный мессия,
Или неудачная репетиция 1 У плотника Иосифа и девы Марии
родился сынок, и они не предугадывали, кем он станет. Родители не умели читать и писать, и мальчик не оставил ни одного свидетельства, написанного ИМ самим. Но уже две тысячи лет ОН рассказывает о себе чужими словами и, говорят, наблюдает за нами, все ли мы понимаем, и вообще способны ли хоть что-то понять? 2
«О вас, людях, я знаю уже все.
Теперь вы уже лишние… но… Я не стану отцеубийцей, Лимфатер». Ученый Лимфатер*
постиг очень многое… Но, создавая Электронного Мессию, был смертельно напуган ЕГО интеллектуально-космическим потенциалом и уничтожил свое ДЕТИЩЕ. Люди посчитали ученого безумным, а он сам так и не понял, что репетировал Второе Пришествие. Оно почти состоялось. Но ПЕРВЫЙ до распятия просил «пронести мимо чашу сию», а ВТОРОЙ Мессия уже знал, что никто не пронесет эту чашу, и пережил свою казнь один на один со своим создателем. *«Формула Лимфатера» — рассказ Станислава Лема (прим. автора).
Джазовое жертвоприношение «Каин и Авель»
Эллису Марсалису и его сыновьям
Каин играет на саксофоне, Авель играет на трубе. Партия Каина «стелется по земле», партия Авеля «поднимается к небу». И можно представить трубача Уинтона Марсалиса скотоводом, а его родного брата — саксофониста Брэнфорда — земледельцем. Двое братьев приносят жертву слушателям — джазовую пьесу «Каин и Авель»* — сообща с третьим братом Джейсоном, ударником. Тромбонист Дэлфио Марсалис с отцом слушают их за кулисами. …Бескровное музыкальное приношение Уинтона и Брэнфорда заканчивается триумфом… А когда ЭЛЛИС МАРСАЛИС садится к роялю, клавиши вместе с ним начинают чутко прислушиваться к инструментальным голосам своих детей: не мучают ли каждого из четверых братьев мысли о музыкальном первородстве? И надо ли готовиться исполнять еще никем не написанное джазовое произведение «Исав и Иаков»? *Пьеса «Каин и Авель» для саксофона и трубы написана Брэнфордом Марсалисом (прим. автора).
Огорчение рояля
Пианист плохо играл Бетховена,
и рояль расстроился так, как впору расстроиться и человеку. Рояль слышал однажды рассказ о Бетховене, который сказал в сердцах молодому прилипчивому музыканту: «Уйди, дурак, я с Богом разговариваю!» Значит, пианисту не удалось услышать беседу Бетховена с Богом? Но какие же надо иметь уши, чтобы услышать ТАКИХ собеседников сквозь толщу времени почти в два столетия?! А плохой пианист и не слушал, и уши у него были обыкновенные. Но старинный рояль долго сокрушался, что подвел Людвига ван Бетховена… Вера Чижевская — поэт, прозаик. Родилась в 1946 году. Член Союза писателей России. Публиковалась в журналах,
альманахах и коллективных сборниках Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы, Киева, Калуги, Обнинска, а также в «Антологии
русского верлибра». Автор шести поэтических сборников, книги рассказов и книги автобиографической прозы.
|