Главная страница
Главный редактор
Редакция
Редколлегия
Попечительский совет
Контакты
События
Свежий номер
Книжная серия
Спонсоры
Авторы
Архив
Отклики
Гостевая книга
Торговая точка
Лауреаты журнала
Подписка и распространение




Яндекс.Метрика
 
подписаться

Свежий Номер

№ 4 (78), 2011


Рецензии


Сергей Бирюков, «Poesis Поэзис Poesis». — М.: Русский Гулливер, 2009

Академия Зауми — необычная и неформальная литературная организация. Она создана в 1990 году в Тамбове Сергеем Бирюковым и писателями Вадимом Степановым и Александром Федуловым, представляет поэтов, исследователей авангарда из разных стран мира. Как сказано в официальном сайте организации, «АЗ объединяет авторов, работающих в традиции русского авангарда, и исследователей авангарда из разных городов России и зарубежья (США, Германии, Японии, Польши, Италии, Финляндии, Сербии, Хорватии, Канады, Голландии, Франции, Ирландии, Испании, Израиля, Австрии, Болгарии, Македонии, Бельгии, Швейцарии). С 1991 по 1998 г.г. АЗ совместно с кафедрой русского языка ТГУ им. Г. Р. Державина провела серию научных конференций и поэтических фестивалей с привлечением российских и зарубежных поэтов и ученых (цикл под общим названием «Слово», научно-практическая конференция «Поэтика русского авангарда»), были выпущены сборники работ. Поэтические акции АЗ: четыре вечера «Из истории русского и мирового авангарда» (1989 — 1991, Тамбовская областная библиотека им. А. С. Пушкина), «Весеннее равноденствие муз» (1996), «Скалистая поэзия» (1997), «Поэтический забег для закрытых помещений» (1998) и др. Помимо тамбовского существуют другие отделения АЗ: сибирское — СОАЗ, дальневосточное — ДВАЗ, американское — USAЗ, японское — ЯАЗ, немецкое — ДАДАЗ. За выдающиеся достижения в области авангардного творчества и в исследовании авангарда АЗ ежегодно присуждает Международную Отметину им. отца русского футуризма Д. Бурлюка».
Любое творческое объединение рождает ярких представителей в своих рядах. Так русский футуризм дал Маяковского, Хлебникова, Бурлюка, Кручёных, Гуро, имажинизм — Есенина, Мариенгофа, Шершеневича, конструктивизм — Сельвинского, в кругах ничевоков появился такой яркий талант, как Сусанна Мар, и т. д.
Как правило, наиболее заметные фигуры в творческих объединениях — сами организаторы. Академия Зауми в данном случае не стала исключением. Безусловно, самым известным азовцем является Сергей Бирюков, отец-основатель и Президент АЗ.
Бирюков далеко не всегда был поэтом-заумником, он выпускал вполне традиционные книги (например, «Долгий переход», Воронеж, 1980), более того, и на сегодняшний день Бирюков — не только поэт-заумник.
Литературный процесс — это набор штампов, мифов, стереотипов. Иногда они оказываются более жизнеспособными, чем реальная картина.
За Сергеем Бирюковым прочно закрепилась репутация авангардиста.
Между тем, это поэт самых разных традиций и, прежде всего, классических силлаботонических.
Бирюков — поэт, на которого повлияли не только Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, но и, в неменьшей степени, например, Арсений Тарковский. В чем-то поэтика Бирюкова сродни поэтике самого яркого представителя «Московского времени» Алексея Цветкова.
Не менее 30% стихов книги «Poesis Поэзис Poesis» написано регулярным стихом, более того, и верлибр, и даже заумь Бирюкова нередко ритмизованы.
Вот характерный сонет.

Сонет бессмертен, словно царь Кощей,
чья смерть в яйце на кончике иголки.
На перепутье строчек воют волки
тамбовские и прочие ваще.

 Сонет летален, как любой из нас,
и так же он душою обладает,
она почти на смежных рифмах тает,
но в опоясках вскинется тотчас.

Освоив технологию сонета,
найди слова для дружеска привета
Кощею и летальности, душе...

Скачи иначе, не добьешься толку,
старания останутся вотще
и из яйца не вытянешь иголку.

Это традиционный сонет, написанный пятистопным ямбом, с использованием глагольной рифмы (обладает—тает). Никакого авангардизма здесь нет и в помине. Однако, помещенный в стихо-серию, которая называется «Технология сонета», где идут испытания сонетных форм, этот текст, естественно получает дополнительные функции. Надо учитывать, что в понимании Бирюкова авангард — это особый способ исследования различных художественных форм.
А вот превосходное стихотворение, также написанное пятистопным ямбом — налицо классические постакмеистские традиции.

филологическая соль
выпаривание слов из влаги
где результатом выйдет боль
взрывающая лист бумаги

эстетика всегда слепа
где бродит двойственность понятий
и рвется за стопой стопа
соединений и разъятий

Поэтика Бирюкова заключается в аккумулировании культуры, в аккумулировании приемов, отсюда и разнообразие форм — одностроки, трехстишия, сонеты, визуалы, верлибры...
Каждой эмоции, каждому чувству — своя форма. А когда чувства выразить совсем трудно (бывают и такие ситуации в жизни) — появляется заумь (как минус-прием). Но и заумь у Бирюкова окультурена, пропитана аллюзиями, филологическими подсказками, отсылами к предшественникам, учителям… Отсюда многочисленные посвящения, постоянные имена поэтов в стихах (Петрарка, Гаврила Державин, Максимилиан Волошин, Владимир Маяковский, Василий Каменский, Василиск Гнедов, Божидар, Алексей Кручёных, Александр Введенский, Гийом Аполлинер, Геннадий Айги, Генрих Сапгир, Анна Альчук, Игорь Холин, Елизавета Мнацаканова, Константин Кедров, Виктор Соснора, Владимир Эрль, Леонид Аронзон, Борис Констриктор, Елена Кацюба, Валерий Шерстяной, Игорь Лощилов…).
Никого не бросать с корабля современности, а, наоборот, оставлять всех настоящих талантов на его борту — наверное, таким образом, перефразировав футуристов, можно сформулировать кредо Сергея Бирюкова, архаиста и новатора одновременно.
Заумь Бирюкова подчеркнуто т р а д и ц и о н н а.

ЗАУСЪНЕТ

              Валерию Шерстяному

веринамур крыш урыш узяк
у югорусс! Буль-буль куваси
чуимбяк
но не зан не совеем не рез-
-че— триавор! У-в-и-з-з-з
аль-з-з-з-з-з-О
шЪ хЪ фЪ чЪ

Набор звуков, лексем, неологизмов — в рамках давно ставшего классикой «дыр бул щил». Любопытно, что даже в заумной поэзии Бирюков сохраняет рифму: узяк—чуимбяк.
Поэт как бы сознательно облегчает заумь, дает читателям подсказку, отсылает нас к знаковым именам.

О сирень тень и лень
о Тянь-Шань Мичурин Верлен
Лирень вытянут
вей-вей-вей
Василиск Божидар Алексей

Поэзия ХХI века отличается от поэзии ХХ и, тем более, ХIХ веков. Механическое использование традиционных приемов приводит к их разрушению. Как писал Ю. Н. Тынянов: «Таким образом происходит нечто вроде реализации языковых штампов, что в данном случае придает всему легкую комическую окраску». (Ю. Н. Тынянов. Проблема стихотворного языка, изд. 4-е, стереотипное. — М.: КомКнига, 2007. С. 88.)
У Бирюкова нет языковых штампов, нет штампов формальных, а главное — нет штампов сознания. Разнообразие приемов создает стиль. Стиль обуславливает разнообразие приемов.
Границы поэтического искусства Сергея Бирюкова расширяются путем синтеза искусств, не случаен выбор знаковых имен в поэме «Код Велимира». Тут и философы (Декарт, Фёдоров, Сковорода, Флоренский), и филологи (Якобсон, Шкловский, Тынянов, Дуганов, Григорьев), и прозаики (Достоевский, Платонов), и художники (Малевич, Ларионов), и самые разные поэты (Пушкин, Маяковский, Гуро, Кручёных, Каменский, Бурлюк, Айги, Ры Никонова, Хармс, Сергей Сигей, Козьма Прутков, Шерстяной). А еще Эйнштейн, Лобачевский, Чижевский…
Бирюкова еще в советское время нередко критиковали за асоциальность, отсутствие в его стихах гражданских тем.
Нет, поэт всегда был и остается не чужд проблемам сегодняшнего дня. Некоторые его стихи осознанно публицистичны.
Показательно в этом смысле стихотворение «Вторичные признаки социальности».

не скажете ли как пройти
на улицу глобализма = тоталитаризма
не скажете ли как проехать в трамвае
зайцем за 40 евро
в светлое будущее прошедшее

И, конечно, поэзия поэта глубоко гуманистична, основана на глубоких христианских традициях.

* * *

я освоил походку тигра

я выстроил дом
из осколков неба

я вывел формулу любви
из одного касания

я вы
       думал
небесное созданье

пожалуй это все
что мне удалось сделать

Замечательный верлибр. «Формула любви» проста и гениальна одновременно. Бирюков ее выводит в строках «я вы / думал / небесное созданье». Использовав анжамбман, поэт делает акцент на том, что я — это вы. Небесное созданье. Создание по Образу и Подобию.
Человечество едино. Пожалуй, это все, что должны понять мы, люди.

Евгений СТЕПАНОВ