Главная страница
Главный редактор
Редакция
Редколлегия
Попечительский совет
Контакты
События
Свежий номер
Книжная серия
Спонсоры
Авторы
Архив
Отклики
Гостевая книга
Торговая точка
Лауреаты журнала
Подписка и распространение




Яндекс.Метрика
 
подписаться

Свежий Номер

№ 3 (161), 2018


Рецензии


Людмила Саницкая, «Остров Открытой книги (Переделкино)»
М.: «Вест-Консалтинг», 2018

Людмила Саницкая написала и издала новое свое произведение, повесть-дневник «Остров Открытой книги», ставшее сюрпризом для тех, кто так или иначе связан с писательским поселком в Переделкино. С домом творчества писателей, с людьми, населявшими в прошлом и населяющими сегодня этот удивительный подмосковный мир, в котором пространство, сотканное из литературных изысков отечественной поэзии и прозы, гармонично сочетается с русской природой, с харизмой обитателей этого мира. Да, безусловно, книга Саницкой — сюрприз, неожиданный подарок тем, кто влюблен в Переделкино, кто в последние десятилетия с естественной тоской все чаще и чаще отмечает: «Друзья уходят в прошлое, как в память...», наблюдая за истощением российской писательской когорты, навсегда прощаясь с лучшими ее представителями, чья жизнь и творчество проходили под сенью переделкинского леса. Они ушли, но память о них останется в Переделкине — Саницкая как бы возвращает время вспять в своей книге, дарит нам встречи с теми, кто населял в прошлом это удивительное место.
Не мудрствуя лукаво и не ослепляя читателей ярким и броским колоритом повествования, Людмила Саницкая просто и доверительно, на правах одной из составляющих переделкинского мира, вводит нас в него. Но не так, как это делает влюбленный в свою экспозицию опытный гид, которого отделяют от предмета рассказа пласты времени. Людмила — свидетель и соучастник процесса, создавшего неповторимую ауру писательского поселка. Десятилетиями наблюдая за обитателями Переделкино, она с легкой, едва заметной грустью переворачивает страницы летописи, открывая перед нашим взором странные на первый взгляд картины бытия людей, мест и одушевленных усадеб, не существовавших по отдельности и автономно друг от друга. Так, вместе с нею, мы попадаем во вселенную поселка, начинаем изучать отдельные ее галактики, созданные скоплением звезд в каждой, отдельно взятой писательской усадьбе. Будь это созвездие Чуковского или Пастернака, Окуджавы или Евтушенко — казалось бы, ушедших из материального мира — но на небосклоне Литературы они продолжают неугасимо светить благодаря их усадьбам-музеям, наполненным душою и духом своих прежних звезд.
Удивительная по своему колориту, ни на что не похожая усадьба Корнея Чуковского, в которой словно и не умирал непонятный для обывателей дух писателя, продолжает жить той жизнью, которую в нее вдохнул когда-то Корней Иванович. Что изменилось? Произошло чудо: она зажила своей суверенной жизнью, как живут дети, произведенные на свет родителями, воспитанные ими и отправленные в самостоятельное плаванье на свой страх и риск. У знаменитой усадьбы своя судьба, свои пристрастия, свои привычки и свои праздники. Но как бы они ни были суверенны, душа Чуковского пребывает на ней неизбывно, помогая находить в кризисные времена оптимальную форму самовыражения и существования, притягивать к себе людей и дарить им праздники. Вот, например, литературная гостиная «Гараж», однажды родившаяся и зажившая своей жизнью. В помещении гаража Чуковского трудами подвижницы Аллы Рахманиной была устроена гостиная — младшая «дочь» огромной усадьбы, имеющей имя Чуковского и тот же менталитет, но со своей судьбой, несомненно обладающей всеми приметами преемственной наследственности духа Корнея Ивановича. С творческими вечерами в «Гараже» побывали, придя на гостеприимный огонек, поэты и писатели высшего уровня — Фазиль Искандер, Евгений Евтушенко, Евгений Рейн, Игорь Золотусский, Александр Тимофеевский, Олег Михайлов, классик русской мысли и литературы Юрий Мамлеев, несравненная московская парижанка Кира Сапгир, талантливейший переводчик мировой поэзии Александр Ревич, крупнейший литературный критик России Лев Аннинский, писатель, поэт, знаменитый киноактер Лев Прыгунов, писатель Ярослав Голованов, глава Союза российских писателей Светлана Василенко, писательница Татьяна Ошанина-Успенская, старейшие писатели Владимир Ерёменко, Николай Воронов, уникальный писатель и поэт-полиглот Вилли Мельников, большой друг и муза Венечки Ерофеева Наталья Шмелькова, глава российского гумилёвского движения Ольга Медведко, поэты Анна Саед-Шах и Галина Нерпина; и еще кто только не…
И это лишь одно из созвездий… Другие, из этой галактики Переделкина, светят каждая в меру своей индивидуальной и коллективной яркости и силы, но не заметить их невозможно. Людмила Саницкая знакома с ними; не скупясь на добрые слова, рассказывает вкратце о каждой одушевленной усадьбе в переделкинском лесу — слова слагаются в стихи. И вот уже перед нами открываются поэтические строки Беллы Ахмадулиной, полагавшей себя неотъемлемой частью этого места:

Любо мне возвращаться сюда
И отпраздновать нежно и скорбно
Дивный миг, когда живы мы оба:
Я — на время, а лес — навсегда.

В книге Саницкой говорится и о другом звездном скоплении, что расположено рядом с дачным поселком — Доме творчества писателей, приюте творческих сердец, нашедших в нем эквивалент тепла и дома. Возникший в одно время с писательским поселком, Дом творчества за 60 с лишним лет повидал в своих стенах чуть ли не половину членов Союза советских и российских писателей, живших и творивших под кронами лесных дерев. Людмила нежно и с любовью рассказывает о встречах на территории Дома творчества со многими отечественными писателями и поэтами, оставившими свой яркий и выразительный след в литературе. Истории, истории… Становящиеся историей, все дальше уходящие от нас вместе со своими персонажами, расставание с которыми равно потери части себя.

Спасибо Людмиле — она новым словом представила нам и это скопление звезд, их судьбы, их творчество и истории… Законченные или еще не завершенные, что ждут не то волшебства, не то чуда, чтобы никогда не угаснуть и не кануть в Лету. Здесь и Евгений Войскунский, тонкий мастер научной фантастики, военный корреспондент в годы ВОВ, орденоносец и патриарх отечественной фэнтези. И Сэда Вермишева, поэт и прозаик, своего рода живая литературная достопримечательность Дома. И известнейший поэт, давший дорогу в жизнь целому ряду поколений поэтов Кирилл Ковальджи, читавший свои стихи на веранде… Небо скрывают листва и тучи, а звезды тихонечко гаснут… Как сберечь мир Переделкина, как сохранить уникальную атмосферу жизни и творчества, которые уничтожаются в силу обстоятельств, созданных гипертрофированным и прагматическим меркантилизмом чиновников? Как не допустить ликвидации оазиса, еще цветущего и сохраняющего в себе дух отечественной литературы?
У Людмилы Саницкой нет прямых ответов на эти больные вопросы — она лишь констатирует, что надвигается катастрофа. Чиновники Росимущества, получившие в 2017 году в подчинение писательский поселок Переделкино вместе с Домом творчества, были в некотором замешательстве: что строить на месте обветшавшего писательского заповедника -— суперсовременный отель или дорогой коттеджный поселок? Далее ситуация стала уже не столь однозначной, полномочия по управлению поселком было решено передать группе писателей, живущим в Переделкине… В свое время в 2000 году силами писателей Переделкина была создана общественная организация «Городок писателей», которая теперь старается привести городок в то заповедное состояние, которое и соответствует его духу и истории. Но смогут ли сами писатели не поддаться корыстным желаниям, не поклонятся ли они сами библейскому Золотому Тельцу?.. В последней главе «Острова Открытой книги» голос автора наполнен нескрываемой болью, когда говорит о возможном исчезновении на нашем небе писательского «селения», привычно для нашего слуха называемого Переделкино. Не хотелось бы дожить до такого...
Почему-то представляется, что и через пять, и через десять поколений отечественных литераторов звездный мир в Переделкине будет пребывать на той же орбите и в той же части творческого Космоса, что сегодня находится рядом с нами, но выше нас.

Андрей КРАЕВСКИЙ