Главная страница
Главный редактор
Редакция
Редколлегия
Попечительский совет
Контакты
События
Свежий номер
Книжная серия
Спонсоры
Авторы
Архив
Отклики
Гостевая книга
Торговая точка
Лауреаты журнала
Подписка и распространение




Яндекс.Метрика
 
подписаться

Свежий Номер

№ 2 (160), 2018


Наследие


О СЕРГЕЕ ПРЕОБРАЖЕНСКОМ

Сергей Преображенский (1955 – 2017) — московский поэт. В 1980 году окончил историко-филологический факультет Университета дружбы народов, где и преподавал до последнего дня жизни. Первая поэтическая публикация (в журнале «Смена») состоялась в 1974 году. Стихи изредка появлялись в периодике (журналы «Октябрь», «Сельская молодежь», «Новый мир», альманах «День поэзии), в 1989 вошли в антологию «Граждане ночи», позже было издано три поэтических сборника. Его можно было бы без иронии назвать «широко известным в узких кругах», не будь эта цитата из Б. Слуцкого столь заезженной.
Во второй половине 80-х Преображенский принимал активное участие в литературной жизни Москвы, появляясь то в кругу клуба «Поэзия», то среди поэтов объединения (тогда уже тоже клуба) «Московское время». С последними его связывало не только личное знакомство, но и определенная общность эстетики и поэтики: подчеркнутая традиционность формы, акмеистическое внимание к детали, «вещность», заведомо непоэтические, бытовые темы, обыденная, порой сниженная лексика и интонация.
Имя Преображенского и сегодня порой связывают с «Московским временем», однако, как верно отмечает Ю. Орлицкий, «ни с какой из возникших в те годы группировок его идентифицировать невозможно: он всегда был сам по себе, шел своим путем». С годами его поэтика менялась, усложнялась, все больше становилось в стихах пропущенных семантических звеньев, авторских неологизмов, барбаризмов, кажущихся грамматических «нестыковок». И хотя рука об руку с этим почти герметизмом шла — в других текстах — ясность, свойственная его ранним стихам, поздние не позволяют усомниться в том, что «главным» русским поэтом для автора был Велимир Хлебников.
Первая книга Преображенского — «Мы жили в Москве» (1997) — обладает выраженным внутренним сюжетом: «незаметная мифологизация московского топоса» (по формулировке газеты «Литературная жизнь Москвы»). Вторая — «0-1» (2001) — представляет собой поэтический дневник одного года. Третья — «Календа» (2012) — также заканчивается 2001 годом: при ее составлении обнаружилось, что поздние и ранние тексты Преображенского попросту «не монтируются» в одном небольшом сборнике, и от «стилевого разнобоя» было решено отказаться в пользу стихов либо ранее опубликованных, либо хорошо отлежавшихся в столе.
На данный момент в столе отлежалось все написанное с 1973 по 2016 год. Но до издания четвертой книги автор, к сожалению, не дожил.

Ольга БАРАШ