Главная страница Главный редактор Редакция Редколлегия Попечительский совет Контакты События Свежий номер Книжная серия Спонсоры Авторы Архив Отклики Гостевая книга Торговая точка Лауреаты журнала Подписка и распространение |
Свежий НомерЛитобозВедущий — Евгений СТЕПАНОВ
Создать свою собственную стихотворную систему в рамках традиционной силлабо-тоники очень сложно. Большинство современных поэтов следуют проверенным канонам, не стараясь их хоть на йоту изменить. Исключения — редки. По сути, на наших глазах трансформируется и образ поэта, происходит явная десакрализация этого образа, да и сами стихи (поэтические тексты) становятся фактом исключительно биографии автора. Не случайно в литературных журналах появились авторы, обладающие высокими чиновничьими портфелями, публикующие свои сочинения — бесспорно интересные (для самих авторов), показывающие, что стихотворчество — под силу любому мало-мальски образованному человеку. Не счесть и остроумных, веселых стихов, цель которых — в лучшем случае — рассмешить читателя. Поэт-пророк тяжелой поступью уходит с поэтической сцены.
На этом фоне творчество Сергея Арутюнова мне представляется интересным и значительным. Арутюнов, безусловно, создал свою версификационную систему, прежде всего, за счет своей рифменной системы. Рассмотрим только одно (на выбор) стихотворение из подборки, опубликованной в журнале «Зинзивер», № 10 / 2015. * * *
Вдохнувшим в себя поглубже
Уволенность по статье, Привыкшим пинать баклуши В лазоревой пустоте, Сосать под коньяк салями, Дымиться, как пар в котлах, И слезы свои соплями Наматывать на кулак Не гаркнуть великолепней Про скрытый потенциал, Чем ужасу поколений, Что с войнами танцевал. О, гномы в бездонных шахтах, О, золото их погон, И кнопок, уже нажатых, Расплавившийся попкорн, Я тоже из них, из этих, Глядящих в пустой проем, Где гнойная плоть эстетик Расклевана вороньем, И знаки грядут о звере, Когда, не щадя зверья, Расходится в атмосфере Чудовищная заря. поглубже — баклуши; статье — пустоте; салями — соплями; котлах — кулак; великолепней — поколении и т. д.
Все без исключения рифмы в этом стихотворении (равно как и в других произведениях Арутюнова) неожиданны, новы, что и создает — в итоге! — новый контент. Новая форма (в данном случае рифма) создает новизну лирического произведения. В еженедельнике «Поэтоград» № 10 / 2016 опубликовано стихотворение выдающегося русского поэта Михаила Лаптева (1960 — 1994). * * *
По небу полуночи, в ватнике греясь,
сходя понемногу с ума, впадая в кошмарную ересь, летит теорема Ферма. Она год назад завязала, она не боится мышей, она из подвалов, с вокзалов бичей изгоняет взашей. Ребристая магия Слова — химизм полушарий и лба. Исаева и Иванова в начальники даст ей судьба... Лаптев за свою короткую жизнь успел максимально развить традиции обэриутов, метаметафористов, создать свой стиль. В стихах этого поэта есть главное — поэзия как таковая, тайна, магия. Впрочем, он сам все сказал — «ребристая магия Слова».
Евгений Степанов — литератор, кандидат филологических наук. Родился в 1964 году в Москве. Окончил факультет иностранных языков Тамбовского педагогического института, Университет христианского образования в Женеве и аспирантуру МГУ им. М. В. Ломоносова. Президент Союза писателей XXI века. Автор книг стихов, прозы, многих публикаций в периодике. Живет в Москве.
|