Главная страница Главный редактор Редакция Редколлегия Попечительский совет Контакты События Свежий номер Книжная серия Спонсоры Авторы Архив Отклики Гостевая книга Торговая точка Лауреаты журнала Подписка и распространение |
Свежий НомерПерекличка поэтовИлья ФОНЯКОВ
НЕСКОЛЬКО МГНОВЕНИЙ
* * * Верующий человек
Ответы на все вопросы Находит в Священном писании — Ветхом и Новом Завете. Другой верующий человек Ответы на все вопросы Находит в священном Коране. Верующие коммунисты В бывшем Советском Союзе Ответы на все вопросы До поры до времени находили В книге, которая называлась: «Краткий курс истории ВКП(б)». Старый дворецкий Беттередж В романе «Лунный камень» Писателя Уилки Коллинза Ответы на все вопросы Находил в любимой книге «Робинзон Крузо». Ответы на все вопросы Можно найти в любой книге, Было бы желание, Были бы вопросы. * * *
Я из тех, кто в любую дверь
Входит последним. С детства меня учили Пропускать вперед женщин И тех, кто старше меня, Независимо от их пола. А старшими были тогда едва ли не все окружающие, Кроме вовсе уж малых детей. Но при тех обязательно были родители! Годы промчались, И ныне все чаще При входе в метро или магазин Меня раздраженно подталкивают в спину: «Чего встал? Проходи, старый козел!» Ничего не могу с собой поделать. Наверно, я и впрямь смешон, Как молодящийся патриарх: На исходе седьмого десятка лет Пропускаю вперед семнадцатилетних девушек И никак не привыкну Относить себя к сословию «старших»... Дела футбольные
все-таки втянулись мы в эту игру:
Продали форварда, купили хавбека, Десять миллионов «зеленых» — Приемлемая цена, Если у человека правильно растут ноги. Продали ангольца — купили бразильца: Не Пеле, конечно, но все-таки... Трех румын поменяли на двух чехов. Вратаря-соотечественника Очень выгодно сдали в аренду. Может быть, стоит гордиться, Тем, что в этой игре Мы регулярно проигрываем? * * *
В этом доме долгими вечерами
Кипели неистовые споры, Политические дискуссии. Время было такое: Брат восставал на брата, Сын на отца, племянник на дядю. Женщины в основном Подыгрывали мужьям. А под ногами у спорящих Постоянно вертелся Двуцветный красавец-кот С белым кончиком пушистого черного хвоста. Когда интонации спора Становились чересчур угрожающими, Кот проявлял беспокойство: Издавал особое тревожное мурлыканье, Терся об ноги, Никого, конечно, не примиряя. Тем не менее, «упертый» сталинист И прожженный скептик, Многолетний сиделец ГУЛАГа И амбициозный юнец Поочередно брали зверя на колени И успокаивали, почесывая за ушком, И на лицах появлялось при этом Отрешенно-благостное выражение. * * *
Столько лет
Я стараюсь ему понравиться — Капризному, Непонятному, Непредсказуемому! Иногда, кажется, это мне удается — И тогда наступает подобие эйфории, Как на качелях в детстве — Чувство полета, Ради которого только и стоит жить на свете. Но это всего лишь несколько мгновений, Да и то в лучшем случае. В следующее мгновение в его голосе Опять появляются брюзжащие нотки. Даже не видя его лица, Я отчетливо представляю себе его кислую мину. — Как ты мне надоел! — говорю я ему. — Чем ты опять недоволен? Объясни, наконец, Какого рожна тебе надо? Но в ответ Он не может сказать ничего вразумительного. А когда мы встречаемся взглядом, Из его глаз пропадает всякое выражение: Он просто смотрит — и все. Впрочем, взгляды наши Встречаются очень редко, Потому что я не любитель Смотреться в зеркало. * * *
Сделай, скульптор, голову африканца
Из белого-белого мрамора: Жесткие вьющиеся волосы, Крупные губы… Сделай так, чтобы я поверил: Белое — это черное! Докажи, что ты настоящий художник! Шуточный ответ на анкету
«Что такое искусство» Искусство —
хвост человечества: чувствительный, ревниво оберегаемый, с точки зрения прагматиков — вызывающе бесполезный, неотъемлемый, необходимый — бог весть для чего! Вспомним лисицу из детской сказки, спрятавшуюся в норе от собачьей погони, ее разговор с частями собственного тела: «— Ушки, ушки, что вы делали? — Мы все слушали! — А вы, глазки, что делали? — Мы все глядели! — А вы, ножки, что делали? — Мы все бежали! — А ты, хвост? — А я тебе бежать мешал! — А, ты все мешал!..» — Рассердилась лисица на хвост и выставила его наружу: — Ешь его, собака! А собака вытащила за хвост всю лисицу. Так лисица погибла за недооценку хвоста. Искусство — хвост человечества! Он способен вздыматься гордо восклицательным знаком самоутвержденья, принимать, как антенна, сигналы далеких миров, он порой поникает уныло в пору голода и разрухи, а подчас — и среди торжествующей сытости. Он способен умильно вилять по-собачьи перед красотой своенравной, а подчас, что скрывать — перед силой и властью, он способен метаться, мотаться туда и сюда, по-кошачьи, в знак раздражения, недовольства, протеста, и никакой назойливой лаской тогда его не уймешь. И никто не может исчерпывающе ответить, для чего и зачем он, но зачем-то же он все-таки существует. Человек, с четверенек поднявшись, постепенно лишился хвоста, но взамен постепенно обрел он искусство. Илья Фоняков — поэт. Родился в 1935 году в г. Бодайбо Иркутской области в семье служащих. Окончил факультет журналистики ЛГУ (1957). Работал литературным сотрудником новосибирской областной газеты «Советская Сибирь», собственным корреспондентом «ЛГ» по Сибири, затем в Ленинграде. Печатается с 1950 года. Автор многочисленных книг и публикаций. Награжден медалью «За доблестный труд» (1970), Почетной грамотой Президиума ВС Грузинской ССР.
|